Все популярные в последнее время(псевдо)научные
теории о том, что человек, дескать, ничем не отличается от компьютера,
кроме пониженного быстродействия и склонности к периодическим«зависаниям»,
разбиваются в пух и прах одним-единственным сравнением — механизмов
запоминания. Компьютер с одинаковой лёгкостью и равнодушием сохраняет
в своих кремниевых ячейках и фотки с последней корпоративной вечеринки,
и бухгалтерию за 1998 год, и операторские SPO, и свежий голливудский
боевичок(скачанный
в «торренте» исключительно в ознакомительных целях). А вот у человека
всё иначе: он лучше всего запоминает ту информацию, которая ему
интересна. Даже если не ставит перед собой такой цели.
К сожалению, на уже чёрти каком году
научно-технической революции приходится констатировать: простой
и понятный тезис, что без технологий жить нельзя на свете, понят
подавляющим большинством участников туристического рынка неверно.
На самом деле технология работы турагентства или туроператора — это
не компьютеры и не оргтехника. И даже не скоростное подключение
к интернету, позволяющее сотрудникам любоваться роликами с «Ю-Туба»
в хорошем качестве. Это, прежде всего, последовательность работы
с информацией, с туристом и с партнёрами. Технологичной, как это
ни парадоксально, может быть работа вообще без компьютеров
и программного обеспечения, если эта ручная бумажная технология
движения информации имеет чёткую логику. И наоборот, компания, имеющая
даже самую могучую компьютерную технику, самые плоские экраны
и программное обеспечение самых известных поставщиков, может быть
абсолютно не технологичной. Увы, примеров этому — множество.
Старожилы бизнеса, освежив свою память одним-двумя
глотками чего-нибудь ностальгического, ещё могут вспомнить время, когда
туристические«поисковики»
только-только начали появляться на рынке. Было это в конце девяностых,
и положение у них, надо сказать, было совсем незавидное. Интернет тогда
ещё оставался для многих экзотической и бесполезной штуковиной,
подходящей лишь для поиска скабрезных картинок. Каждый оператор хотел,
чтобы агенты работали с ним и только с ним — и не желал«вариться
в одном котле» с конкурентами. Ну а агенты, в свою очередь, вовсе
не желали, чтобы каждый нахальный новичок, нарисовавшийся на горизонте,
с самого начала имел такой же доступ к информации о турах, что и они.
Что ни говори, а всевозможные экспертные оценки, рейтинги, звёздочки и прочие«раздачи слонов» — вещь субъективная. Даже самый шикарный ресторан всегда может лишиться одного-двух«плюсиков»
только из-за того, что ресторанный критик от жадности ухватил там
горячий кусок утки по-пекински и обжёг нёбо — или, скажем, потому, что
лицо официанта вдруг напомнило ему о психической травме, полученной
в раннем детстве.
Так что нынешний обзор российских систем поиска и бронирования туров
мы решили разбить на две части. Первая — своеобразный тест-драйв пяти
самых популярных«поисковиков»,
к участию в котором мы привлекли сразу трёх экспертов: двух
sales-менеджеров, чей суммарный опыт работы в туризме приближается
к 20 годам, а также одного специалиста по интерфейсам. Мнения и оценки
наших экспертов вполне понятные и обоснованные, но, подчеркнём — сугубо
субъективные. Другое дело — вторая часть материала, которая отражает«коллективное сознательное» полутора с лишним тысяч российских турагентов. Это уже мнение самого рынка.
Подумываете обновить веб-сайт своего турагентства,
но не знаете, с какого конца за это браться? Хотите видеть на нём толпы
посетителей, а его гордое название — в верхних строчках«поисковиков»? Выбираете между спамом по «миллиону действующих адресов» или«профессиональной
раскруткой сайта за неделю»? Тогда читайте этот откровенный
до циничности материал от одного из профи веб-строительства!
Главное и основное для сайта турфирмы — это
простота в навигации. Его ни в коем случае не нужно чересчур
загромождать: по содержанию он может быть внушительным, однако во всём
остальном ему лучше оставаться простым и понятным.
Ведь для чего туристическому агентству нужен сайт? Только для того,
чтобы продавать — и всё! Сайт должен быть инструментом для продаж,
а не чем-то другим. И, конечно, не просто страничкой, содержащий
координаты фирмы. Для турфирм не актуален вопрос продвижения бренда
и тому подобные дорогостоящие развлечения крупных компаний, поэтому
сайт агентства должен быть информативным, удобным в навигации
и полезным клиенту.
Современный туристический бизнес уже трудно
представить без масштабного использования поисковых систем. К ним
подключается всё больше турфирм, подталкивая их авторов к постоянному
совершенствованию своего продукта. Какие возможности предоставляют
сегодня агентствам системы поиска и бронирования туров и куда
направлено их развитие? Мы предлагаем вашему вниманию точку зрения
одного из ведущих разработчиков«поисковиков» на российском туррынке.
Что ни говори, а качество информации,
представленной в поисковой системе, напрямую влияет на самочувствие
агентства: если оно не отличается стабильностью, многие«побочные
эффекты», включая головную боль с клиентами, разозлёнными серийными
отказами в бронировании, почти неизбежны. Как выбрать, на чью
информационную иглу«подсаживаться»
агентству? Кто из современных инфо-дилеров предлагает наиболее
качественный продукт, не разбавленный устаревшими SPO и давно
проданными путёвками? Мы надеемся, что этот материал поможет вам
сделать осознанный выбор.
Исходные данные для статьи были предоставлены самими поисковыми системами, поэтому в качестве«противовеса»
мы публикуем здесь же результаты нашего свежего опроса, проведённого
среди зарегистрированных пользователей портала в феврале сего года.
Не будет преувеличением сказать, что все турагентства, имеющие свои сайты, знают о Ramblers Top100 — рейтинге ресурсов. И те, кто заходят в раздел «Путешествия»,
наблюдают в первой десятке-двадцатке сайты с невероятной для
туристического ресурса посещаемостью. Особенно загадочно выглядит
рейтинг в самом начале суток — выглядит все так, словно тысячи
полуночных посетителей ломятся на ресурсы, часто состоящие всего
из пары страниц. Действия, ведущиеся в рейтинге, больше всего
напоминают войну. Или жестокую конкуренцию, что по сути — одно и то же.
Что такое хороший веб-сайт для агентства? В первую
очередь — это инструмент продаж. И только во вторую — имиджевая
реклама. Из этого однозначно следует, что сайт должен быть витриной
агентства, своеобразным магазином, а не кладезем полезной и, как
правило, устаревшей информации.
Посетителей всегда привлекает удобство получения сведений, за которыми
они пришли. Очевидно, что на сайт агентства подавляющее большинство
заходит за ценами на туры. Более того, за реальными ценами на реальные
туры, а не абстрактные «направления».