Современный туристический бизнес уже трудно
представить без масштабного использования поисковых систем. К ним
подключается всё больше турфирм, подталкивая их авторов к постоянному
совершенствованию своего продукта. Какие возможности предоставляют
сегодня агентствам системы поиска и бронирования туров и куда
направлено их развитие? Мы предлагаем вашему вниманию точку зрения
одного из ведущих разработчиков«поисковиков» на российском туррынке.
«В одном флаконе»
Главное преимущество любой глобальной системы поиска туров —
консолидированность данных из разных источников. Турагент разом
получает доступ к предложениям множества компаний, избавляясь
от необходимости обыскивать сайты операторов в поисках туров, экономя
и своё время, и время своих клиентов.
Нелишние проценты
Большинство представленных на рынке систем, однако,
«берут» не только этим. Несмотря на то, что туроператоры зачастую относятся к существованию«поисковиков»,
как к неизбежному злу, большинство из них всё же предоставляют
повышенную комиссию агентствам, бронирующим туры через системы,
в которых представлены их турпакеты. Правда, есть ещё операторы,
которые не торопятся размещать свои предложения в «поисковиках»,
полагая, что гораздо выгоднее«привязать»
агентов к собственным системам online-бронирования, чем участвовать
в глобальных поисковых ресурсах в одном строю с конкурентами.
Но таких — всё меньше.
Больше — лучше
Почти все представленные на рынке системы сейчас пытаются обеспечить
изменение информации в режиме реального времени. Это весьма долгий
и трудоёмкий процесс, реализовать который без ответного желания
со стороны туроператоров невозможно. Однако, пока это не произошло
повсеместно, многие агентства пользуются сразу несколькими системами
от разных разработчиков, получая, таким образом, наиболее полную
информацию о представленных на рынке предложениях. Имея разное«наполнение»
и собственные уникальные инструменты поиска, поисковые системы могут
отлично дополнять друг друга. Согласно статистике, почти четверть
агентств пользуется двумя или большим числом«поисковиков».
Это даёт им сразу несколько основных преимуществ: возможность
бронирования через систему, где комиссия от конкретного туроператора
выше, сравнение идентичных предложений, а также максимальный охват
всего рынка туроператорских предложений, так как базы туроператоров
в разных системах — весьма различны.
Доверяй, но проверяй
Просто подключиться к одной или нескольким поисковым системам — только
полдела. Важно ещё и уметь использовать каждую из них наиболее
эффективно и грамотно. Ошибки могут быть в любой системе, поэтому всю
найденную информацию необходимо обязательно проверять. По-хорошему,
перед тем как забронировать подходящий тур, следует предварительно
свериться с оригинальным SPO и проверить на сайте туроператора,
действует ли оно. Это застрахует от неактуального тура или тура,
информация по которому была неправильной. В идеале лучше ещё
и позвонить, так как наличие тура на сайте и даже в системе
бронирования самого оператора ещё не означает, что он не стоит
на «стопе». 80-90% мгновенных подтверждений, о которых говорят
некоторые операторы — это, к сожалению, миф: ведь даже в случае Турции
очень часто приходится ждать подтверждения из отеля. Ещё один аргумент
в пользу телефонного звонка перед непосредственно самим бронированием —
у большинства туроператоров нет настоящих online-систем, а те, что
есть, не всегда имеют функцию автоматической генерации«стоп-листов».
Соответственно, обновления на сайтах туроператоров происходят
с опозданием, а в поисковые системы информация попадает ещё позже.
Дополнительные сервисы
Наиболее продвинутые«поисковики»
предлагают своим пользователям возможность не только искать
и бронировать туры, но и вести клиентскую базу при помощи
дополнительного программного обеспечения, совместимого с системой
поиска: вся информация о бронях и данные туристов остаются под рукой
в виде клиентской базы данных с возможностью генерации любых отчётов.
Ещё одна услуга, которая предоставляется абсолютно всеми поисковыми
системами — установка поисковых модулей на сайты турагентств. Модули
настраиваются под дизайн сайта и могут содержать в себе различный набор
функций, например, подборку направлений и туроператоров, составленных
самим агентством, а также дополнительные сервисы:«Страноведение»,«Каталог отелей» и т.п.
Рассмотрим конкретный пример того, как, эффективно используя
поисковую систему, зарабатывать больше. Агентство всегда стоит перед
выбором: как получить повышенную комиссию при имеющемся потоке
клиентов? Участвовать в бонусных программах туроператоров и бронировать
через их системы бронирования? Стать участником какой-либо сети?
Бронировать через«поисковик»?
Согласно проведённым компанией«Форос»
исследованиям, лишь около 5-7% всех заявок агентства бронируют через
поисковую систему. В остальных случаях они активно пользуются системой,
но только для поиска туров, предпочитая бронировать их непосредственно
на сайтах туроператоров или другими способами. Получается, что сегодня
вопрос«Как
получить больше прибыли с продажи туров?» решается большинством
агентств для каждого случая отдельно: если оператор уже даёт повышенную
комиссию(по договору или в качестве стимула при продаже дорогих или«горящих» путёвок) — бронируют напрямую. А поднимающие комиссию на 1-3%«поисковики» используют в остальных случаях.
Светлое будущее
Сейчас на повестке дня остро стоит вопрос о точности и достоверности
информации, представленной в поисковых системах. Именно в этом
направлении и будут развиваться поисковые системы — практически все
разработчики серьёзно заняты интеграцией с системами бронирования
туроператоров, поисками оптимальных технологических решений в этом
направлении, поддерживающих, в том числе и проведение взаиморасчётов
в режиме реального времени(так
как online-платежи — необходимый атрибут любой системы
online-бронирования). Если их планы осуществятся, в ближайшие несколько
лет«поисковики»
обеспечат обновление информации, получаемой от туроператоров, в режиме
реального времени — разница во времени между появлением изменений
в системах бронирования операторов и в поисковых системах будет
стремиться к нулю. Весь процесс поиска, бронирования и подтверждения
туров будет максимально сжат:«поисковики»
вместе с туроператорами — лидерами направлений обеспечат действительно
мгновенное подтверждение заявок и смогут гарантировать достоверность
информации. Но, повторюсь — только информации ведущих туроператоров.
Это сложный процесс, но он решаем при условии обоюдной
заинтересованности обеих сторон — и разработчиков поисковых систем,
и операторов. Тогда для решения любых сложностей понадобятся лишь время
и терпение.