Что ни говори, а всевозможные экспертные оценки, рейтинги, звёздочки и прочие«раздачи слонов» — вещь субъективная. Даже самый шикарный ресторан всегда может лишиться одного-двух«плюсиков»
только из-за того, что ресторанный критик от жадности ухватил там
горячий кусок утки по-пекински и обжёг нёбо — или, скажем, потому, что
лицо официанта вдруг напомнило ему о психической травме, полученной
в раннем детстве.
Так что нынешний обзор российских систем поиска и бронирования туров
мы решили разбить на две части. Первая — своеобразный тест-драйв пяти
самых популярных«поисковиков»,
к участию в котором мы привлекли сразу трёх экспертов: двух
sales-менеджеров, чей суммарный опыт работы в туризме приближается
к 20 годам, а также одного специалиста по интерфейсам. Мнения и оценки
наших экспертов вполне понятные и обоснованные, но, подчеркнём — сугубо
субъективные. Другое дело — вторая часть материала, которая отражает«коллективное сознательное» полутора с лишним тысяч российских турагентов. Это уже мнение самого рынка.
Бронни | www.bronni.ru
По оценке нашего главного эксперта Юлии Васильевой (8 лет в туризме),«Бронни» достаточно долго обрабатывает поисковые запросы. Впрочем, эту медлительность отчасти компенсирует удобная функция«актуальность
цены», с помощью которой можно сразу же проверить в базе туроператора
актуальность того или иного найденного турпакета — что, несомненно,
способно добавить менеджеру уверенности при его последующем
online-бронировании. Однако начальный этап подбора тура реализован
не слишком удобно, поскольку подразумевает поэтапное введение данных,
которое затягивает работу.
Вообще, упомянутая функция проверки цены подразумевает частое
использование: актуальность предложений, представленных на сайте,
во многом не соответствует действительности. Достаточно велик и процент«просроченных»
туров. Но, наряду с этим, в системе реализована неплохая защита
от ввода заведомо неправильных данных, способная заметно облегчить
жизнь турагента при работе с «самостоятельным» туристом.
Описания отелей в базе системы — достаточно удобные и лаконичные, без однообразного расписывания достоинств каждой«трёшки». Платные услуги наглядно выделены красным цветом. Фотографии среднего размера и качества, но их немало.
Мнение специалиста по интерфейсам:
Интерфейс системы достаточно понятный, без лишних деталей, усложняющих
работу. Правда, несколько задумчивый. Значения в некоторых полях
не всегда видны целиком(«зарезаются»
справа). Найденные турпакеты упорядочены по ценам и отсортировать
их как-то по-другому нельзя. Таблица с результатами поиска — достаточно«слепая».
Ехать! | www.exat.ru
По поводу данного «поисковика» наш главный эксперт пишет следующее: эта
поисковая система имеет очень неудобный модуль поиска туров в режиме
online, так как обременена многими ненужными параметрами, вплоть до
«направленности отдыха». К тому же, предложения достаточно
неактуальные. Список операторов, которые предлагают свои туры, иногда
весьма озадачивает практикующего турагента в плане состоятельности того
или иного тура. Как правило, принимающие стороны или малоизвестны, или
же их предложения сильно напоминают турпакеты крупных туроператоров, но
по более высоким ценам. В итоге приходится заниматься непростым
«сравнительным анализом» родственных направлений по ценовому диапазону.
Несколько слов по поводу системы «Ехать!» от второго эксперта, Юлии Демещенко(11
лет в туризме): удобно, что размещение указано по-русски — не надо
искать расшифровки. Также при поиске тура можно сразу указать особые
условия, подчас важные для туристов. Например, бассейн с морской водой,
подогреваемый бассейн и так далее. Неудобно, что система указывает
продолжительность туров в днях, а не ночах, а также тот момент, что в
окне с результатами поиска нельзя изменить их условия и отправить
запрос по-новой: приходится возвращаться в первое окно.
Описания отелей в системе подробные(пожалуй, даже чересчур), много фотографий — среднего размера, но высокого качества.
Мнение специалиста по интерфейсам:
Хорошая защита «от дураков», достаточно продуманный интерфейс поиска с
«хелпом» для каждой позиции. Результаты можно сортировать по отелю,
дате и цене, таблица достаточно удобная для восприятия: гарантированные
туры, туры, где мало мест и туры на «стопе» подкрашены разными цветами.
Но больше всего меня подкупила честная фраза, которая появляется над
любыми результатами поиска: «Внимание: перед бронированием проверяйте
актуальность тура, № СПО и цены у туроператора». Пишу это безо всякой
издёвки: по-хорошему, подобный дисклаймер должен присутствовать во всех
туристических «поисковиках» без исключения.
Туриндекс | www.tourindex.ru
Система достаточно быстро реагирует на выход новых SPO от туроператоров
и своевременно информирует о них своих пользователей с помощью
электронной рассылки. При подборе туров по одной стране всегда можно
быстро открыть «поисковик» для просмотра предложений по другому
направлению. Нашему главному эксперту не очень понравился реализованный
в системе многовариантный поиск тура при первичной обработке данных —
слишком много «галочек» для выбора его параметров. Зато в базе данных
«поисковика» есть предложения не только от «крупняка», но и от не столь
известных туроператоров поменьше, что заметно расширяет возможности
sales-менеджера при подборе тура по цене.
Желающих получить описание того или иного отеля система без затей
отправляет на сайт Tophotels, уровень которого каждый может оценить
сам, ведь доступ на него — свободный.
Второй эксперт считает нужным добавить: удобно, что продолжительность
туров указана в ночах, а при просмотре результатов поиска можно
изменить или уточнить его условия — «звёздность» отеля, питание, тип
размещения и т. д. Неудобные моменты: размещение указано не по-русски(«новичкам» придётся искать перевод), а в результатах поиска не видно «стопов» — по крайней мере, сразу.
Мнение специалиста по интерфейсам:
В целом всё удобно, но визуально слишком однородно: различить «на глаз»
блоки с информацией разного плана или разной степени важности —
непросто. В системе реализовано немало разнообразных «фишек»,
призванных облегчить жизнь агента. Например, в модуле работы с заказом
есть своеобразный «чат» для sales-менеджера, туроператора и клиента, в
котором автоматически фиксируются все важные события, произошедшие с
туром — внесение изменений, подтверждение и т. п. Правда, к такому
разнообразию возможностей ещё надо привыкнуть: сходу не всегда сразу
понятно, что к чему.
Туры.ру | www.tury.ru
Личное мнение нашего главного эксперта: с этой системой работать надо
как можно меньше, так как ни актуальностью предложений, ни реальностью
описаний отелей она выделиться не может. Информация по турам — очень
застоялая, иногда даже контактные данные операторов не соответствуют
действительности.
Описания отелей в базе системы даны развёрнуто, для многих есть отзывы
туристов. Платные услуги выделены красным значком доллара. Фотографии
достаточно большие, высокого качества.
Мнение специалиста по интерфейсам:
Реализация поисковой формы откровенно не радует: посреди распахнутого
на весь экран окна с огромными пустыми полями стоит небольшой блок со
стандартными полями и выпадающими списками, размер текста в которых —
на пределе видимости(очевидно,
рассчитанный в первую очередь на мониторы с минимальным разрешением).
Слева сверху постоянно маячит отвлекающая внимание бегущая строка
шириной в 15 знаков с не самыми важными для sales-менеджера
«общетуристическими» новостями. «Календарика» для быстрого выбора дат
нет.
Таблица с результатами поиска — достаточно «слепая», с возможностью
сортировки по названию отеля и цене за номер. Зато в ней реализована
интересная идея: каждую строчку можно щелчком мыши «развернуть» на
достаточно информативную «подтаблицу», в которой представлены
конкретные варианты каждого тура.
Форос | www.foros.ru
Первое, что хотелось бы отметить при работе в данной поисковой системе
— это актуальность предложений и отсутствие лишних данных при
первоначальном подборе туров, — подчёркивает наш главный эксперт. Так,
например, чтобы быстро произвести маркетинговое мини-исследование по
конкретному отелю, необязательно полностью вводить все исходные по
туру. Достаточно озадачить «поисковик» названием отеля и датой. При
этом полученная информация оказывается достаточно полной для того,
чтобы найти самого выгодного оператора по предложениям. Другое
преимущество — публикация в базе данных поисковика предложений в
основном от крупных и известных туроператоров. Это достаточно важно для
работы, поскольку в большинство туристов в последнее время стали весьма
придирчивыми в плане выбора оператора.
Кроме того, в системе ничего не отвлекает от работы, нет ненужных
ссылок, при просмотре туров всегда под рукой необходимая информация по
отелю. Единственное, что не совсем удобно — это ограниченное число
отзывов по отельной базе. Отзывы не только скудные, но и кажутся
избирательными. Сами описания отелей — сжатые(виды номеров, услуги и т. д.), фотографии — среднего размера и качества.
Мнение специалиста по интерфейсам:
Просторный «ступенчатый» интерфейс, однородный визуально, зато — на
весь экран. Очень удобный «календарик» для быстрого выбора дат(левая кнопка мыши — фиксирует первую дату, правая — вторую). Результаты поиска — редкий случай! — выводятся в том же окне.
Таблица с результатами достаточно удобна для восприятия, её можно
сортировать по любому столбцу — и по возрастанию, и по убыванию.
Правда, система не считает нужным показывать, сколько именно туров
найдено по запросу: страницы с результатами поиска приходится
перелистывать, пока они внезапно не закончатся.
Щелчок по иконке «бронировать» в строке таблицы выводит форму заявки на
тур, не перегруженную лишними полями. Внизу формы — кнопка «Бронировать
online». Если она зелёная, то это чистое лукавство — щелчок по ней
попросту откроет первую страницу системы бронирования того оператора,
чей тур. А вот красная кнопка с той же надписью действительно
забронирует турпакет online — но встречается она лишь нечасто.
Популярность туристических поисковых систем среди зарегестрированных посетителей Tonkosti.ru(февраль 2008)
Агентский рейтинг поисковых систем
Объективность — прежде всего. Так что обоснованными, но всё же
субъективными мнениями экспертов мы решили не ограничиваться,
и представляем вашему вниманию результаты свежего опроса, который
мы провели на нашем портале www.tonkosti.ru в феврале 2008 года среди
его зарегистрированных посетителей — турагентов. Всего было обработано
1588 анкет. Каждому респонденту предлагалось, во-первых, указать,
какими туристическими поисковыми системами он пользуется(или пользовался). А во-вторых — оценить разные стороны этих«поисковиков»
по пятибалльной системе. Итоговый рейтинг популярности и средние баллы
каждой поисковой системы — перед вами. Как есть, безо всяких
субъективных комментариев.
Популярность систем
количество оценивших систему респондентов в процентах от их общего числа(каждый респондент мог отметить сразу несколько«поисковиков»)
Туры.ру
57%(907 человек)
Туриндекс
34%(534 человека)
Форос
32%(515 человек)
AllSpo
22%(352 человека)
Ехать!
20%(317 человек)
Бронни
10%(158 человек)
SpoLine
8%(130 человек)
BeGlobal
4%(64 человека)
Широта выбора туров
средний балл по пятибалльной системе
Туриндекс
3,72
Туры.ру
3,66
AllSpo
3,57
Ехать!
3,56
Форос
3,47
SpoLine
3,30
BeGlobal
3,28
Бронни
3,20
Число представленных туроператоров
средний балл по пятибалльной системе
Туриндекс
3,65
Туры.ру
3,54
AllSpo
3,56
Ехать!
3,49
Форос
3,38
SpoLine
3,33
BeGlobal
3,16
Бронни
3,18
Актуальность данных о турах
средний балл по пятибалльной системе
Бронни
3,31
Ехать!
3,16
BeGlobal
3,13
AllSpo
3,12
Туриндекс
3,10
SpoLine
3,08
Форос
3,00
Туры.ру
2,93
Точность и полнота информации об отелях
средний балл по пятибалльной системе
Туриндекс
3,57
Туры.ру
3,56
AllSpo
3,41
Ехать!
3,39
Форос
3,23
BeGlobal
3,22
SpoLine
3,15
Бронни
2,98
Удобство интерфейса
средний балл по пятибалльной системе
Туриндекс
3,67
Туры.ру
3,60
Ехать!
3,58
Форос
3,57
AllSpo
3,36
Бронни
3,31
SpoLine
3,31
BeGlobal
3,16
Скорость и стабильность работы
средний балл по пятибалльной системе