Не будет преувеличением сказать, что все турагентства, имеющие свои сайты, знают о Ramblers Top100 — рейтинге ресурсов. И те, кто заходят в раздел «Путешествия»,
наблюдают в первой десятке-двадцатке сайты с невероятной для
туристического ресурса посещаемостью. Особенно загадочно выглядит
рейтинг в самом начале суток — выглядит все так, словно тысячи
полуночных посетителей ломятся на ресурсы, часто состоящие всего
из пары страниц. Действия, ведущиеся в рейтинге, больше всего
напоминают войну. Или жестокую конкуренцию, что по сути — одно и то же.
Зачем же так нужно место в первой двадцатке? Все очень просто — утром
на Rambler приходят пользователи, которые ищут информацию по турам или
турагентствам, и переходят на сайты, находящиеся наверху, рассуждая,
что раз сайт популярен, значит, там есть что-то полезное. Первая
пятерка получает не менее полутора тысяч переходов на сайт. И это уже
практически целевая аудитория, ради которой все и делалось. Но сколько
стоит один такой пользователь и что он даст? Легко подсчитать, что,
чтобы попасть где-то на 2-5 место и продержаться на нем весь день, надо
получить не менее 6 тысяч заходов на первую страницу. По самым низким
расценкам«раскрутчиков»(от 0,5 до 2 центов за переход), это будет 30-120 долларов в день(или
800-2400 долларов в месяц) по самым скромным прикидкам. Итого, целевой
посетитель будет стоить в среднем от 2 до 8 центов. Цена не так
уж и велика, но что произойдет дальше? С каждым днем для того, чтобы
оставаться одним из «царей горы» в рейтинге, будет требоваться все
больше и больше денег, так как каждый будет стремиться занять это
место. Тратить поменьше и стоять ниже в рейтинге смысла нет, так как
посетители Ramblers Top100 несравнимо реже переходят на сайты,
находящиеся за пределами первой двадцатки. Цена за переход
в «визитинг-клубах» будет расти(это устойчивая тенденция последнего времени), а количество«оплаченных
гостей», необходимое для того, чтобы сайт оставался в «топе», будет
увеличиваться еще быстрее. Вопрос в том, как долго такие непрерывно
растущие затраты будут окупаться?
Ведь, кроме стоимости«привода»
посетителя сайта, нужно еще знать и то, во сколько обходится каждый
состоявшийся клиент. То есть — сколько было затрачено на того, кто
пришел и стал покупателем. По данным одного из туроператоров«среднего звена»(около
1000 посетителей сайта в сутки), не использующего системы
взаимораскруток, только 0,5% их веб-гостей становятся покупателями.
С другой стороны, у небольшого агентства с аналогичной рекламной
политикой, от 17 до 25% клиентов пришли через интернет. Затраты
на рекламу в интернете у обеих компаний далеки от 2400 долларов
в месяц, что не мешает им вполне успешно использовать его для
увеличения продаж.
К сожалению(или к счастью?) получение целевой аудитории через рейтинг Рамблера с помощью«накруток»
может быть эффективно только в течение достаточно короткого времени.
Пользователи привыкают к названию сайта в top100, и вероятность
перехода снижается. Если сайт достаточно информативен и полезен, многие
пользователи запомнят его(или
занесут в «избранное»), если же нет — из рейтинга перейдет только тот,
кто еще не знает, куда он идет. В то же время, по данным самого
Рамблера, достаточное число людей использует рейтинг в качестве системы
навигации, то есть не утруждает себя запоминанием адреса, зная, что
всегда найдет сайт в «топе».
Существуют и другие эффективные способы получения целевой аудитории по невысоким ценам(в любом случае, цена на покупателя«из интернета» ниже, чем при стандартных способах рекламы в офф-лайне). Например, размещение баннера(или текстового блока) на результатах поиска в Рамблере или Яндексе
обходится примерно в 0,5 доллара за переход при правильно подобранном
тексте и поисковых словах. Еще ниже цена перехода с удачного«длинного» баннера(разумеется, тематического, без«теток») на Рамблере или на ГисМетео — около 20 центов. В ту же цену(и даже
местами дешевле) обойдется размещение баннера или текстового блока
на туристических порталах с настройкой по конкретным странам.
Вероятность совершения покупки пользователем, привлеченным таким
баннером, тем выше, чем больше соответствие между размещенным баннером
и содержимым страницы, на которую он попадет. Не так давно появилась
система Бегун, позволяющая пользователю(рекламодателю)
самому устанавливать стоимость перехода с возможностью привязки
рекламного объявления к определенным словам. Минимальная цена — 1 цент.
Все дальнейшие повышения происходят в режиме аукциона с другими
участниками системы, заинтересованными в аналогичных словах
и тематиках. Бегун является хорошей альтернативой покупке переходов
в клик-клубах и системах взаимораскрутки. Тем более, что аудитория
последних оставляет желать лучшего в плане покупательской способности
и не может быть использована сама по себе, являясь по большому счету«издержками производства» при достижении места в рейтингах.
Эта статья — размышления на тему целесообразности«гонки вооружений» в рейтинге Ramblers Top100: Путешествия
и полностью оставляет за рамками вопрос этичности ведения бизнеса
с помощью имитаций. Более того, в процессе написания статьи
и сопутствующих этому процессу расчетов, автор убедилась в сиюминутной
эффективности накруток для получения целевых переходов. Но это только
сейчас. Не исключено, что к моменту, когда вы читаете эту страницу,
цена места в первой пятерке будет уже неразумной. Да и думать надо
не только о сегодняшнем дне, но и о репутации, которая останется
на завтра.