На этот раз мы хотим предложить вашему вниманию
своеобразный FAQ для sales-менеджера, желающего разобраться в основных
моментах продажи такого многогранного продукта, как автобусные туры.
Что особенно ценно, материал создан при непосредственном участии
практиков этого вида туризма — сотрудников ведущих туроператорских
компаний, специализирующихся на автобусных турах.
1. Подбирая варианты автобусных туров для«туриста-новичка»,
sales-менеджеру важно не ошибиться в выборе маршрута. Какие варианты
лучше подходят для тех, кто впервые отправляется в автобусный тур,
а какие — для опытных приверженцев«туров на колёсах»?
Тем, кто впервые отправляется в автобусный тур, нужно предлагать
непродолжительные туры с минимальным количеством ночных переездов.
Идеальный вариант — доступный по цене
«экспресс-тур», охватывающий заметное количество стран.
Автобусные путешественники«со стажем» на возможность увидеть одним махом«семь
столиц Европы» уже не клюнут. Их, как правило, интересуют более
подробные варианты с «нераскрученными» новыми городами. При этом ночные
переезды для многих опытных туристов уже не проблема, а наоборот —
заметный«плюс», поскольку оставляют больше времени для дневных экскурсий.
Едут абсолютно разные категории туристов. Кто-то едет с детьми, кто-то
собирается небольшой компанией. Путешествуют молодожёны, пенсионеры
и студенты. Общее у них то, что это любознательные, энергичные
и получающие удовольствие от всего нового и интересного люди —
независимо от возраста.
Если взглянуть более детально, то возраст туристов, которые
отправляются в автобусные путешествия, зависит от сезона. В период
школьных каникул: октябрь, январь и март клиентами автобусных фирм
становятся юные путешественники. А в сезон отпусков, с мая по сентябрь,
за впечатлениями отправляются труженики офисов и предприятий, то есть
туристы среднего возраста. В последнее время из-за растущей«авиафобии» к потенциальным клиентам автобусных туров прибавляется и более солидный контингент.
Разный уровень доходов туристов, разумеется, влияет на их предпочтения
в выборе тура. Однако стоимость тура не всегда является показателем
достатка туриста: нередко весной дружная туристическая семья едет в тур«Австрия —
Швейцария» стоимостью от 600 EUR, а зимой они же отправляются
в небольшое путешествие по Финляндии и Швеции с базовой стоимостью
около 200 EUR.
Жители мегаполисов предпочитают длительные, от 12 дней, туры повышенной
комфортности: без ночных переездов и с увеличенным временем пребывания
в городах. Туристы из небольших городов выбирают экономичные маршруты.
Очень часто, познакомившись в поездке, туристы договариваются между
собой о дальнейших путешествиях и бронируют следующий тур вместе.
Статистика показывает, что 60% «автобусных» — постоянные клиенты.
3. Особенности отельной базы, бронируемой в разных странах под
автобусные туры. На какой сервис стоит/не стоит рассчитывать туристам?
В автобусных турах обычно предлагаются гостиницы«туристического класса» и отели 2-4*, все номера — обязательно«с удобствами». Питание —«континентальные завтраки»(в «двушках») или«шведский стол»(в отелях уровнем повыше).
Важный нюанс: операторы-автобусники часто бронируют отели не в центре города. Это связано(помимо стоимости размещения) с тем, что гостиницы на окраинах более вместительные, в них много«твинов» — номеров с отдельными кроватями(именно
это размещение наиболее популярно в автобусных турах), есть просторные
столовые для одновременного завтрака всей группы и несколько лифтов(важное условие быстрого расселения). Наконец, к таким отелям проще подогнать автобус — прямо к дверям.
4. Особенности сервиса и обслуживания.
Все автобусы для туров снабжены кондиционером, биотуалетом
и умывальником. Плюс, в подавляющем большинстве случаев, ещё
и мини-кухней, прибором для подачи кипятка, аудио- и видеосистемами.
У автобусных туров всегда ярко выраженный экскурсионный«уклон»,
поэтому туристов обеспечивают немалым количеством информационных
материалов — путеводителями, картами, разговорниками, схемами музеев
и т.п.
Вообще, в автобусных турах основной упор всегда делается на насыщенность экскурсионной программы, а не «звёздность» отеля(в отличие от «пляжных» туров), а также качество транспорта, профессионализм гида, объём и качество подаваемой информации.
5. Основные причины претензий.
В длительных автобусных путешествиях бывает всякое: и пробки
на дорогах, и опоздавшие к месту сбора после экскурсий туристы,
и проколы колеса... Кроме того, не следует забывать, что автобусное
путешествие — это не индивидуальная поездка, а путешествие в составе
группы. Поэтому особенно важно, чтобы туристы ещё до оформления покупки
тура могли досконально изучить его программу, описания отелей, ТТХ
автобуса и перечень включённых в стоимость путёвки услуг — ни один
добросовестный туроператор не станет делать тайны ни из одного из этих
пунктов. Чем подробнее у туриста информация, тем конкретнее его
ожидания и тем меньше шансов для возникновения претензий.
Благодарим за ответы на вопросы Сергея Домени(«Кругозор»), Наталью Квиникадзе(«Туртранс — Вояж») и Ольгу Санаеву(«Анкор»).