3. Ещё один частый прогноз относительно фингарантий: затраты
на их обеспечение приведут к росту стоимости турпакетов. Насколько
он сбылся, судя по нынешним ценам?
Мария Бадалова, заместитель генерального директора компании Coral Travel
Небольшой рост стоимости турпакетов в нынешнем году есть, но это
происходит ежегодно из-за подъёма цен на авиационное топливо, инфляции
и разницы между курсами валют, не более того. Фингарантии на стоимости
наших турпакетов никак не отразились.
Дмитрий Шевченко, генеральный директор ICS Travel Group
Само по себе введение фингарантий не привело к росту стоимости
турпродукта, однако те процессы, которые сейчас есть на рынке,
и которые неизбежно ведут к преобладанию цивилизованного подхода
в бизнесе, не могут не отразиться на повышении затрат туроператоров.
Это связано с необходимостью внедрения специальных программ, расширения
штата, привлечения узкопрофильных специалистов, юристов и прочими
новыми расходами.
Кирилл Лыжов, генеральный директор компании Intravel-Stoleshniki
Обеспечение фингарантий является незначительной статьёй наших расходов,
по сравнению, например, с тем, сколько мы платим за страховку наших
туристов от «невыезда». Уверен, что и у наших коллег
по туроператорскому цеху стоимость туров не увеличилась за счёт оплаты
фингарантий.
Сергей Бахтин, генеральный директор компании ITS
Конечно, нет. Как я уже говорил, рынок зависит в большей мере
от объёмов и ценовой политики крупных игроков. А для таких
туроператоров стоимость получения страховки или банковской гарантии
столь незначительна в пересчёте на одного туриста, что это нисколько
не влияет на стоимость тура.
Например для получения фингарантии на 5 миллионов рублей нужно заплатить банку от 25 до 150 тысяч рублей
(точная
сумма зависит от многих факторов), а при годовых объёмах даже
в 50 000 туристов стоимость получения такой гарантии в расчёте
на туриста составит всего от 0,5 до 3 рублей. Как вы думаете, это
существенно влияет на сумму тура, если она не опускается ниже
5000 рублей в любой, даже самый убыточный период? В конечном счёте,
цены на рынке определяются спросом и предложением.
Владимир Каганер, генеральный директор компании Tez Tour
Фингарантии не отразились на стоимости пакетов для лидеров определённых
направлений рынка. Банк или страховая компания понимают, с кем имеют
дело, если к ним обращаются крупные, известные компании. Проценты для
них соответствующие, зависят от объёмов и значимости оператора
на рынке. Поэтому стоимость наших пакетов от введения фингарантий
не повысилась. Другое дело — инфляция, подорожание авиационного
топлива. Они привели к подорожанию туров на 10-15%.
Эдуард Кузнецов, президент Группы компаний UTE Megapolus
При наших объёмах затраты на фингарантии никак не могли существенным
образом отразиться на стоимости туров. Было бы смешно учитывать эти
расходы в цене турпакета, поднимая его стоимость менее чем на рубль.
Валерий Лощиц, генеральный директор компании Astravel
С вводом фингарантий цены на турпродукты нашей компании никак не изменились.
Сергей Ромашкин, генеральный директор компании«Дельфин»
Считаю совершенно бессмысленными опасения, что фингарантии увеличат
стоимость турпакетов. Их цена, конечно, выросла в этом году и — будет
расти и впредь, а как же иначе? Инфляция — 10% в год, рост реального
уровня зарплаты населения — 15% в год, по путёвкам отдыхают лишь около
7% россиян, и ежегодно этот показатель растёт на 1%, а это
дополнительно 1,5 млн. туристов. Растёт популярность второго и третьего
годового отдыха, и прочее и прочее — конечно, цены будут расти,
но влияние фингарантий на этот рост нулевое.
Александр Корбарум, президент группы компаний«ИнтАэр»
На стоимость турпакетов влияет огромное количество факторов. Решающих
три: рыночная ситуация, стоимость авиаперевозки и стоимость проживания.
После укрупнения туристического рынка стоимость турпакетов должна
измениться. Однако я бы не называл это увеличением — речь идёт
о стабилизации стоимости и нормальной доходности операторских структур,
что позволить повышать качество обслуживания клиентов и вкладывать
деньги в развитие. Туристы должны понимать, что покупка туров
по 99 долларов — это лотерея, где проигравший оказывается у дверей
разорившейся компании.
Наталья Житнухина, генеральный директор компании«Интерюнион»
Естественно, все расходы оплачивают туристы, но цены на турпакеты
увеличились не столько от введения фингарантий, сколько от роста цен
на авиаперелёт, гостиницы, роста курса евро и т.д.
Дмитрий Кушев, директор компании«Море Тревел»(Екатеринбург)
На мой взгляд, оператором может быть компания с определённым оборотом,
который позволяет ей нести риски на своих направлениях, связанные как
с неисполнением обязательств контрагентами, так и с собственными
просчётами. Мы все понимаем, что обороты такой компании должны быть
серьёзными и «проглатывать» стоимость финансовых гарантий. Даже если
отталкиваться от максимальных возможных затрат на фингарантии
и «размазать» эту цифру по минимальному обороту, приносящему требуемый
доход, то фактическое удорожание стоимости средневзвешенного пакета
будет практически незаметным. В нашей компании мы вообще не стали
увеличивать норму рентабельности, так как обороты и прибыльность вполне
позволяют не изменять стоимость продукта. Откровенно говоря,
я не заметил изменений в стоимости продукта ни у кого: все
ориентированы на конкурентную цену и другие калькуляционные издержки.
Даже дополнительные юридические лица оформили фингарантии для
минимизации налогообложения, так как доход от этой минимизации выше
затрат на страховку.
Алексей Высоканов, генеральный директор компании«Мульти Тур»
Затраты на обеспечение финансовых гарантий невелики и никак не повлияли на стоимость турпакетов.
Эллина Акиншина, генеральный директор компании ТО «Планета Сочи»(Сочи)
Считаю, что повышения цен в связи с затратами на обеспечение
фингарантий не произошло. Успешный туроператор может и должен взять
на себя эти расходы, которые непосредственно связаны с его основной
деятельностью. Наша компания вполне может себе это позволить,
не создавая дополнительной финансовой нагрузки на партнёров или
туристов.
Дмитрий Скобельчихин, директор московского офиса компании«Ривьера Холдинг»
С прогнозом роста стоимости турпакетов в связи с затратами
на обеспечение фингарантий я согласен полностью. Но думаю, что это
вопрос следующего сезона. По нашим наблюдениям пока практически никто
из крупных игроков рынка не увеличил стоимость, в том числе и наша
компания. Возможно, это связано с тем, что операторы ждут подведения
итогов года, и уже по этим результатам будут планировать ценовую
политику будущего сезона.
Бэлла Тарасова, директор компании«Ривьера Сочи»(Сочи)
Наш опыт показывает, что основной фактор формирования цен — цены услуг
поставщиков, которые составляют большую часть цены продукта. Оператор
закладывает в стоимость определённый процент рентабельности, включающий
его расходы и доходы, и обязательно смотрит на цены конкурентов. Секрет
финансового успеха оператора — не в тщательном включении в цену всех
возникающих расходов, а в получении специальных ценовых условий
от поставщиков услуг — партнёров по формированию продукта. Поэтому наш
ответ: нет, затраты на фингарантии однозначно не приведут к росту цен
на турпродукт. В сложной ситуации могут оказаться мелкие и средние
операторы, специализирующиеся на приёме иностранцев в России, ведь для
них операторская фингарантия нужна по международному туризму. Возможно,
при небольших объемах приёма им имеет смысл работать как агентам
по оказанию услуг — тем более что они, как правило, работают«в связке» с отправляющим иностранным оператором.
Тарас Кобищанов, генеральный директор компании«Русский Экспресс»
Давайте представим себе маленького туроператора, самостоятельно
отправляющего на отдых тысячу туристов в год. В его случае даже при
стоимости фингарантий в 100 000 рублей(что
равняется 2% от 5 миллионов — а большинство страховых компаний давали
гарантии за 1-1,5%) себестоимость тура возрастёт на 100 рублей
на человека. Для крупных же туроператоров, услугами которых пользуется
большинство выезжающих за рубеж соотечественников, себестоимость
путёвки увеличится максимум на рубль — сумму, не влияющую
на ценообразование.
Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании«Арт Тур»
Если ты продаёшь качественный продукт по нормальной цене, то, скорее
всего, тем самым увеличишь свой объём продаж. И эта тенденция
увеличения объёмов покрывает в том числе и дополнительные затраты
на гарантии.
Алексей Фадеев, генеральный директор компании Nord
Рост цен на турпакеты не намечается, так как обусловлен не затратами
туроператоров, а конкурентной борьбой. Если у наших конкурентов цены
ниже, мы свои турпакеты продать дороже никак не можем, при всём своём
желании. На увеличении стоимости сказалось подорожание перевозки,
а не введение фингарантий.
Инна Бельтюкова, генеральный директор компании Capital Tour
Основные принципы ценообразования зависят от конъюнктуры рынка,
а не от накладных затрат на текущую деятельность туроператора, рост
которых влияет на доходность деятельности компании, но не на стоимость
производимого турпродукта. По этой причине введение финансовых гарантий
никак не отразилось на порядке формирования цен на турпакеты нашей
компании.
Людмила Пучкова, президент компании«Ланта-тур вояж»
К сожалению, формирование цен на российском рынке не всегда отражает
истинную коммерческую составляющую, так как рынок находится в фазе
консолидации и главная задача, стоящая сейчас перед серьёзными
игроками, заключается прежде всего в удержании собственного сегмента
или его расширении. Поэтому затраты на фингарантии не повлияли
на ценовую политику большинства туроператоров. И на нашу — тоже.
Константин Мальков, генеральный директор компании ITM Group
Стоимость услуг по оформлению фингарантий у серьёзного туроператора
не может повлиять на конечную стоимость турпродукта. Например, если бы
мы хотели компенсировать расходы на фингарантии за счёт увеличения
стоимости наших туров, то её пришлось бы поднять в среднем на целых два
рубля!
Андрей Игнатьев, председатель совета директоров компании BSI Group
Как я уже отметил, никаких проблем ни моя компания, ни компании моих
коллег с получением финансового обеспечения не испытали. Туроператоры,
которые всегда стремились к ведению легального прозрачного бизнеса,
получили от банков и страховых компаний финансовые гарантии под низкий
доступный процент: введение нового закона никак не повлияло
на стоимость туристических пакетов. Путёвки дорожают, прежде всего,
из-за инфляции и роста цен на энергоносители. Большую роль
в ценообразовании играет стоимость перелёта: авиакомпании ведь не могут
работать себе в убыток при постоянном росте цен на топливо. И это
существенно отражается на стоимости путёвок. За год цена может вырасти
до 30% только под влиянием внешнеэкономических факторов. По сравнению
с этим затраты на фингарантии — сущие копейки.
Михаил Лапшин, директор по продажам компании«Натали турс»
Для нашей компании обслуживание фингарантий в год составляет порядка
50 тысяч рублей, поэтому просто смешно говорить о том, что оно может
повлиять на стоимость турпакета.