2. Накануне введения фингарантий много говорилось о том, что они
заметно сократят число туроператоров на рынке. Насколько этот прогноз
сбылся? Чувствуется ли, что по вашим направлениям стало работать меньше
конкурирующих компаний?
Мария Бадалова, заместитель генерального директора компании Coral Travel
Насколько мне известно, на данный момент регистрацию получили более
3 тысяч операторов. Эта цифра достаточно большая для туристического
рынка России. Так что каких-то особых трудностей для небольших
туроператоров новый закон не создал. Он в основном касается
недобросовестных фирм.
Дмитрий Шевченко, генеральный директор ICS Travel Group
Не могу сказать, что фингарантии в том виде, в котором они были введены
в этом году, повлияли на количество туроператоров. Те компании, которых
мы считаем своими конкурентами — а это крупные компании, все получили
фингарантии.
Кирилл Лыжов, генеральный директор компании Intravel-Stoleshniki
Конечно, рынок туроператоров в России, ещё сформирован не окончательно,
но контуры его уже чётко видны — и я полагаю, что с принятием
каких-либо законов поменять что-то кардинально уже не получится.
Практически все туроператоры занимают свои ниши, каждый занят своим
делом и силён в своей области. К тому же последние 3-4 года одёт
«обеление»
рынка, поэтому к изменениям в форме закона, произошедшим в начале лета,
все были готовы. Соответственно, и на наших направлениях в основном —«всё те же лица».
Сергей Бахтин, генеральный директор компании ITS
Если и есть процесс сокращения, то он очень незаметный. И причина здесь
в том, что ощутимое влияние на рынок оказывают только крупные
туроператоры — это они влияют на ценообразование и на состав
предложений. Поэтому конкурирующих компаний осталось столько же,
сколько и было изначально. Некоторое сокращение числа операторов может
произойти в регионах, но не в центре.
Владимир Каганер, генеральный директор компании Tez Tour
На рынке действительно было чересчур много операторов, около 7 тысяч,
но вот вопрос — каких? Серьёзно работающих с приличными объёмами
по выездному туризму — около двухсот. После введения фингарантий
крупных операторов столько же и осталось. Хотя на 1 августа 20007 года
в Федеральном реестре уже зарегистрировано около 3300 туроператорских
компаний по международному и внутреннему туризму.
Эдуард Кузнецов, президент Группы компаний UTE Megapolus
По моим впечатлениям, эффект нового закона настолько многогранен, что
сейчас, без надёжных статистических данных, его просто невозможно
оценить объективно. Об этом можно будет судить как минимум через год,
когда ощущаемые нами уже сейчас изменения и тенденции можно будет
подтвердить конкретными цифрами.
Валерий Лощиц, генеральный директор компании Astravel
Любому профессиональному сообществу нужно о чём-то говорить. В этом
году говорили о законе о туризме. Никого из реальных игроков на рынке
он не затронул. Появился демпинговый страховой продукт: 1-2 процента
от размера страховой суммы, а известный мне«рекорд» —
0,8 процента, то есть меньше 200 долларов в месяц для покрытия
в 5 миллионов рублей. Остальные требования к туроператору, которые были
при лицензировании, например, договорные отношения с авиаперевозчиками
и страховыми компаниями, профессионализм менеджмента и прочие
фактически сняты.
Что касается турагентств, то сегодня любое ИЧП, торгующее на рынке
арбузами и состоящее из одного человека со средним неоконченным
образованием, является абсолютно легитимным туристическим агентством
при наличии печати на агентском договоре от любого туроператора.
Целью идеологов закона о туризме было сужение туристического рынка,
реально же можно говорить лишь о некоем промежуточном этапе на пути
к цивилизованной туристической индустрии в России. Основные проблемы
турбизнеса, такие как разграничение ответственности оператора
и авиаперевозчика, ответственность при ненадлежащем выполнении
консульствами зарубежных стран установленного ими же порядка выдачи
визы — до сих пор не прояснены.
Сергей Ромашкин, генеральный директор компании«Дельфин»
Я никогда не считал, что после введения фингарантий действующих
туроператоров станет меньше: если фирма реально, а не на бумаге,
работает туроператором, то справиться с расходами на фингарантии
ей не составит проблемы. Так и получилось. Конкуренция на нашем
направлении становится только более интенсивной.
Александр Корбарум, президент группы компаний«ИнтАэр»
Сейчас этот процесс только запущен и, на мой взгляд, должно пройти
не менее года, чтобы стали ощутимы изменения на рынке. Произойдёт это
обязательно, но нужно время… Впрочем, все крупные, заметные игроки
остались на своих местах. Думаю, вы и сами это заметили.
Наталья Житнухина, генеральный директор компании«Интерюнион»
Судя по реестру ФАТ, число операторов, получивших финансовую гарантию,
значительно увеличилось. Заявили о себе в качестве туроператоров ранее
малоизвестные компании. На некоторых наших направлениях стало работать
больше конкурентов. Сегодня многие хотят быть многопрофильными
операторами, продавать все страны — и не учитывают тот факт, что число
туристов, выезжающих за рубеж, отнюдь не увеличивается в геометрической
прогрессии вслед за амбициями операторов. Результат известен: демпинг
на рынке и туры по цене ниже стоимости авиабилетов.
Дмитрий Кушев, директор компании«Море Тревел»(Екатеринбург)
Планируя свои летние программы, все операторы — в том числе
и некрупные, ещё не могли чётко себе представить, какими будут конечные
законодательные документы и новые правила игры. Оценивая первые итоги
летнего периода, я вижу, что те, кто даже не попал в Федеральный
реестр, воплощают свои планы и продвигают свои программы. Механизмы
обхода существующего законодательства есть, и они понятны многим
профессионалам. Поэтому видимого сокращения участников операторского
рынка я не наблюдаю. Безусловно, сокращение есть — но не столь
значимое, как многие предполагали. Я уверен, будет ещё ряд
дополнительных изменений, инициативных проверок, и определённое число
маленьких или«нишевых» операторов с низкой нормой прибыли уйдут с рынка.
Эллина Акиншина, генеральный директор компании ТО «Планета Сочи»(Сочи)
Как мне кажется, именно на рынке по внутреннему туризму более чётко
обозначилось разделение между туроператорами и агентами, этот рынок
заметно структурировался. В Федеральном реестре мы не увидели многие
фирмы, ранее называвшие себя туроператорами. Возможно, некоторые ушли
в тень, но тенденции к «обелению» бизнеса очевидны, и в итоге, на мой
взгляд, на рынке останутся компании, взявшие курс на цивилизованное
развитие бизнеса и выстраивание партнёрских отношений.
Дмитрий Скобельчихин, директор московского офиса компании«Ривьера Холдинг»
Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Во-первых, сезон довольно удачный по нашим основным направлениям(думаю, большинство коллег-операторов и партнёров со мной согласится). Соотношение«предложение-спрос»
было сбалансировано и практически исключило момент демпинга, одного
из самых больших зол при условии большого числа игроков на рынке.
С другой стороны, возможно, что часть новых агентств, пришедших к нам
после введения фингарантий, в прошлом были агентами той части
операторов, которая не вошла в единый реестр.
Бэлла Тарасова, директор компании«Ривьера Сочи»(Сочи)
Сейчас некоторые сочинские фирмы(а их у нас
в городе более двух сотен, и все в той или иной мере занимаются приёмом
туристов) приняли решения работать как агенты по размещению — каковыми
они, собственно, и являлись. Компании, которые берут блоки, работают
как операторы и имеют агентскую сеть, получили финансовые гарантии
и вошли в реестр. В этом смысле в Сочи местных туроператоров стало
меньше и чётко обозначилась разница между агентствами и операторами.
Так как изменения вступили в силу, когда основная продажа на сезон уже
прошла, а договоры на места были давно заключены, эти изменения
в нынешнем сезоне никак не отразились на рынке. Следующий сезон,
возможно, покажет изменения, но, думаю, что они будут незначительными:
все крупные игроки, формирующие рынок, остались на своих местах
и конкурируют как раньше. Тем, кто не имеет фингарантий, возможно,
будет сложнее заключать договоры с объектами размещения Сочи: многие
из них в июне запросили от партнёров сведения о финансовых гарантиях
и реестровом номере и обязательно требуют эти данные при заключении
новых договоров.
Тарас Кобищанов, генеральный директор компании«Русский Экспресс»
Да, процесс пошёл. Реальные трудности возникли у представительств
иностранных туроператоров, принимавших деньги в России нелегально,
через некоммерческие представительства. Многие агентства, от случая
к случаю отправлявшие клиентов напрямую, сосредоточились на чисто
агентской деятельности. Но основная масса маленьких и средних
туроператоров с лёгкостью получила фингарантии. Думаю, процесс
структуризации рынка несколько ускорится на следующий год, когда сумма
фингарантий вырастет в два раза, и страховые компании накопят
статистику по выплатам туристам. Но массового разорения небольших
туроператоров введение фингарантий не повлечёт: для этого придётся
дождаться усиления налогового контроля со стороны государства
и последующего за этим прихода крупных иностранных туроператоров, пока
только осторожно«полощущих ножки» в мутном российском туррынке.
Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании«Арт Тур»
Много шума из ничего, как говорится — потому что на данный момент
к приличным туроператорами страховые компании относятся очень лояльно.
И тот процент, который берётся за эту страховую гарантию, я считаю,
вполне адекватен. И поводов для возмущений, в общем-то, не вижу.
Если говорить о конкурирующих компаниях… мы работаем в своей нише,
и конкуренты нам известны, их не так много. Есть компании, к которым
относимся с уважением, следим за их действиями на рынке. Можно сказать,
что на наш сегмент введение фингарантий не повлияло.
Алексей Фадеев, генеральный директор компании Nord
Я считаю, что этот прогноз сбывается. Ведётся подсчёт реально
работающих туроператоров, которые внесены в реестр, и мы видим, что
их уже в три раза меньше. Я думаю, что число это ещё увеличится,
но ненамного. Реально операторов в России около 3000, и вряд ли будет
больше. Наоборот, постепенно их количество будет уменьшаться.
По нашим направлениям количество конкурентов меньше не стало, только
добавляется. Фирмы укрупняются, поэтому возникают новые амбиции.
И по всем направлениям, по которым мы работаем, борьба становится всё
жёстче. Что Тунис, что Египет, что Эмираты…
Инна Бельтюкова, генеральный директор компании Capital Tour
Прогноз, естественно, не сбылся: условия оплаты финансовых гарантий,
как и предполагалось, посильны для любой компании, претендующий
на статус производителя турпродукта. Соответственно конкурентов меньше
не стало. Тем более, что для нашей компании заметными конкурентами
являются лидеры туроператорских направлений, а для них оплата
гарантий — едва заметная статья затрат в бюджете.
Людмила Пучкова, президент компании«Ланта-тур вояж»
Введение фингарантий не повлияло на сокращение числа туроператоров.
Все, кто хотел оформить финансовые гарантии, их оформили и вошли
в реестр туроператоров. Сейчас в реестре около 3900 фирм, в то время
как в списке юридических лиц, которым было отказано во внесении
сведений в Единый федеральный реестр, всего 96 пунктов — так что
говорить о сокращении не приходится.
Константин Мальков, генеральный директор компании ITM Group
Возможно, рынок отчистился от небольшого количества«агентов-операторов»,
но они не играли существенной роли и поэтому их исчезновения
я, по крайней мере, не заметил. Думаю, что одной из основных целей
нового закона и последующих подзаконных актов и разъяснений как раз
является«чистка» в рядах розницы.
Андрей Игнатьев, председатель совета директоров компании BSI Group
К моменту отмены лицензирования туристской деятельности было выдано
чуть больше 10 тысяч туроператорских лицензий. Однако далеко не факт,
что в день вступления в силу обновлённого закона«Об основах
туристской деятельности в РФ» все они работали. Дело в том, что
большинство компаний получало туроператорские лицензии«заодно»:
лицензия стоила 2000 рублей, никаких сложных или невыполнимых
требований к представляемой документации не было. Висела она себе
на стенке, клиенты приходили, видели, что, туроператор продаёт
им путевку — и считали, что это круто. Потому как туроператор —
производитель турпродукта и, скорее всего, у него дешевле. На деле же
в большинстве случаев они покупали путёвки у агентств, которые просто
получили туроператорскую лицензию«до кучи».
Так разговоры о том, что туроператорский рынок сократился — полная
ерунда. Зато мы впервые имеем возможность точно узнать количество
реальных операторов, заглянув на сайт«Ростуризма»:
около трёх с половиной тысяч. Я, к слову сказать, считаю, что рынок
перенасыщен и конкуренция очень высока. По нашим направлениям ситуация
практически не изменилась: все мои коллеги, кто реально работал как
туроператор, не испытали никаких проблем с получением финансового
обеспечения и вхождением в реестр. Повысился лишь уровень
ответственности перед клиентами.
Михаил Лапшин, директор по продажам компании«Натали турс»
Исчезли те туроператоры, которые только себя так называли, а на самом
деле никакой туроператорской деятельности не вели. Те, кто
действительно работали туроператорами, без проблем получили
фингарантии. Поэтому этот прогноз сбылся не в реальности, а лишь
на бумаге: уменьшения числа конкурирующих компаний мы не почувствовали.
Кроме того, я считаю, что государство пойдёт чуть дальше и введёт
какие-то новые требования, которые действительно будут ограничивать
появление нерадивых и неправильных туроператоров, и рано или поздно
ситуация станет максимально корректной.