Природная катастрофа в Юго-Восточной Азии, унёсшая
сотни тысяч жизней и ставшая причиной неисчислимых бедствий и огромных
убытков для многих стран, чувствительно ударила и по российскому
турбизнесу, наглядно продемонстрировав его уязвимые точки и сделав
будущее отрасли ещё менее определённым. Что осталось у российских
турфирм в «сухом остатке», когда отступило наводнение? Какие пути
развития рынка выглядят наиболее вероятными? Что, наконец, ждёт
в ближайшем будущем наших туроператоров — укрупнение, выход на арену
новых игроков или сохранение нынешнего«статус-кво»? Эти вопросы мы задали компетентным и влиятельным персонам российского турбизнеса. Ответы — перед вами.
1. В последнее время в мировом турбизнесе, особенно на массовых
направлениях, стал заметным переход коммерческой инициативы
от туроператоров к хотельерам. Туроператор либо становится
аффилированным к каким-то конкретным группам отелей или цепочкам, либо
превращается из самостоятельной прибыльной компании в продавца
определённых гостиниц, работающего главным образом на их максимальную«прогрузку».
Надо отметить, что подобные схемы начинают реализовываться и в России.
Как вы полагаете, этот процесс будет продолжать развиваться
по нарастающей, или же существуют объективные причины, которые смогут
его ограничить?
Инна Бельтюкова
генеральный директор Capital tour
Очевиден процесс взаимной интеграции отельного и операторского бизнеса,
и эта общемировая тенденция будет проявляться и в России. Однако опыт
развития международных туристических концернов показывает, что
формирование центра прибыли зависит от того, кто кого поглощает
и какова конечная цель этого слияния. В ряде случаев система финансовых
взаимоотношений выстраивается в пользу туроператора, инициирующего
и финансирующего альянс с отелем. Правила игры всегда определяет
сильная сторона, нацеленная на максимальный совокупный результат.
Алексей Каширский
первый заместитель генерального директора компании Neva
Это объективный процесс. Усиление конкуренции в туризме во всём мире
ведёт к уменьшению рентабельности, что вызывает необходимость
укрупнения. Те 3-4% рентабельности туроператорского бизнеса, в которые
мы не верили ещё 4-6 лет назад, пришли уже и в Россию.
Большие обороты туроператорских компаний с малой рентабельностью,
во-первых, делают бессмысленными сторонние инвестиции в чисто
туроператорскую деятельность, а во-вторых, позволяют производить
собственные инвестиции в близкий бизнес, успешность которого зависит
от оборотов компаний-туроператоров: гостиницы, транспорт, местные
компании, обслуживающие туристов.
Эдуард Кузнецов
генеральный директор UTE Megapolus group
Я таких тенденций не наблюдаю. Есть технологии отельного бизнеса,
операторские технологии, технологии продаж агентств и агентских сетей.
А туроператор в своей деятельности сам выбирает объекты размещения.
Кирилл Писков
финансовый директор VKO Group
Да, такая тенденция существует, но, на наш взгляд, активнее развивается
обратный процесс, когда сильный оператор берёт в управление гостиницы
или строит их своими силами. Примерами из мирового туризма могут
служить TIU, который создал гостиничную цепочку RIU, и Necker-mann,
купивший цепочку Iberostar. Да и на российском рынке уже есть
соответствующие примеры, когда крупные операторы строят собственные
гостиницы или берут известные отели в управление. Поэтому тренд
в большей степени направлен в сторону оператора, который для
оптимизации своего бизнеса приобретает гостиницы, транспортные
и авиакомпании.
Тарас Кобищанов
генеральный директор компании«Русский Экспресс»
Я бы не стал говорить о том, что туроператорские компании превращаются
в «придатки» владельцев объектов размещения. Да, процесс интеграции
всех субъектов туристического рынка идёт полным ходом. Глобализация
бизнеса диктует необходимость создания вертикально интегрированных
холдингов, в которых
«первую
скрипку» играет, безусловно, тот, у кого больше денег. Чаще всего это —
владельцы отелей, но крупнейшие западные туроператоры способны сами
диктовать свою волю хотельерам, выкупать доли гостиниц или даже
создавать собственные гостиничные цепочки. Вспомним, какую гостиничную
империю создал TUI. Кстати, этот процесс начинается и у нас, в России.
Некоторые отечественные туроператоры уже владеют либо управляют отелями
и пансионатами в России, на Украине, в Болгарии, в Чехии и в других
странах.
Владимир Каганер
генеральный директор Tez Tour
На мой взгляд, такой ситуации в России нет, если не считать конкретных
аффилированных структур. Естественно, звено владельцев отелей — очень
важное, и от того, насколько эксклюзивны твои права в хорошем отеле,
зависит многое. Но здесь самое главное — не впадать в зависимость,
потому что, как только ты стал зависимым от одной цепочки, от тебя
сразу отворачиваются все остальные:
им ты теперь неинтересен. У нашей компании позиция обратная. Я считаю,
что сам туроператор должен быть настолько мощным, чтобы зависели
от него — иначе удержаться на «операторском плаву» нереально.
2. Сегодня только в Москве насчитывается более 600 действующих
туроператорских компаний, объёмы продаж которых могут различаться
в десятки раз. Какой вариант развития событий в ближайшем будущем
вы считаете наиболее вероятным: существующий«расклад»
сохранится в более или менее неизменном виде, произойдёт укрупнение
компаний и соответствующее сокращение их общего числа, или же,
напротив, растущая популярность индивидуальных туров вызовет появление
новых фирм, занимающихся их организацией? Какие факторы, на ваш взгляд,
сыграют при этом свою роль?
Инна Бельтюкова
Capital tour
В ближайшие годы усилится тенденция концентрации туроператорского
бизнеса. Особенно сильно это коснётся производителей турпродукта
на направлениях массового спроса: острая конкуренция и, как следствие,
тотальный демпинг и низкая норма прибыли резко сократят число тех, кто
хочет и может продолжать борьбу за выживание.
Если говорить о «нишевых» сегментах рынка, то в каждом из них уже
сформировалась команда конкурирующих лидеров, число которых
относительно стабильно. Шансы на успех есть только у тех дебютантов,
которые смогут сделать агентам радикально новые предложения
по турпродукту, технологии или условиям сотрудничества. На особенно
привлекательных и динамично растущих участках рынка весьма вероятны
традиционные«ценовые
войны», которые способны превратить любое успешное направление
туроператорской деятельности в «зону убыточности» и проредить число
игроков.
Сегмент индивидуальных туров на рынке очень неоднороден, но тоже
перенасыщен. Чаще всего как производители FIT-продукта позиционируются
компании, находящиеся на стадии метаморфозы«оператор —
агент». Им трудно что-либо противопоставить ассортименту, низким ценам
и технологиям FIT-отделов оптовиков, оперирующих на соответствующих
направлениях. Потому перспектива одна — выйти на прямого клиента,
совершенствовать навыки использования глобальных дистрибутивных систем,
пока к ним не приспособились«самодеятельные туристы».
Предметом отдельного рассмотрения могли бы стать агентства деловых
поездок, на долю которых приходится значительная часть организуемых
индивидуальных туров, в том числе частных. В этом сегменте рынка также
активно идёт процесс концентрации бизнеса.
Наргиз Сафарова
генеральный директор ING Tour
Как известно, осенью этого года планируется вхождение России в ВТО.
На мой взгляд, от этого процесса многое будет зависеть и в экономике
РФ в целом, и — в частности — в сфере туристического рынка. Возможный
приход иностранных туроператоров, интерес к России которых неизменно
растёт, сможет определить«расклад»:
укрупнение компаний или их сокращение. В любом случае, мелкие
многопрофильные туроператоры уже сейчас испытывают трудности,
а на остальных сегментах рынка спрос и предложение туроператоров пока
достаточно сбалансированы.
Илья Иткин
генеральный директор Pac Group
Туристический рынок России — сравнительно молодой, и он только начинает
свою структуризацию. Уже можно сказать точно, что в ближайшие несколько
лет выделится ряд сильных операторских компаний, которые и составят
основу рынка. Маленькие же операторские компании со временем
переквалифицируются в агентства. На это есть несколько причин, основная
из которых — финансовые риски. Их могут позволить себе лишь крупные
игроки, а для небольших компаний они губительны(самый
свежий пример — цунами в Юго-Восточной Азии). Второй важный момент: всё
большее количество туроператоров выбирает многопрофильность в работе.
Большое количество стран требует дополнительных финансовых, и, самое
главное, человеческих ресурсов — многочисленную команду грамотных
специалистов.
Эдуард Кузнецов
UTE Megapolus group
На массовых направлениях происходит укрупнение туроператоров. Что
касается специализированных экзотических туров, то на этом сегменте
возможно появление новых узкопрофильных и однопрофильных компаний. При
этом главным фактором будет не география туров, а, скорее, типы поездок.
Елена Темиргалиева
генеральный директор компании«Лайн-Инвест»
Если выйдет закон о финансовом гарантировании туроператорской
деятельности, то, на мой взгляд, непременно произойдёт трансформация
компаний в сторону укрупнения — путём слияния небольших фирм узкой
направленности.
Владимир Воробьёв
президент компании«Натали Турс»
Количество туроператорских компаний, скорее всего, не сократится —
многие будут искать интересные для себя ниши — экстремальный туризм,«эко»,
какие-либо специфические туры или необычные направления. Что касается
операторских компаний, активно работающих с агентствами на массовых
направлениях, то их число, безусловно, уменьшится.
Тарас Кобищанов «Русский Экспресс»
Мы уже видим, что количество туроператоров уменьшается год от года. И,
что ещё важнее, происходит постепенное перераспределение туристических
потоков. Падают объёмы у тех, кто не сумел выстроить бизнес-процессы,
не выдержал конкуренции, стал заложником собственных неоправданных
амбиций. И в то же время, финансовые и количественные показатели,
которыми оперируют туроператорские компании из «первой двадцатки», ещё
три-четыре года назад показались бы каждому из них сказочно высокими.
То, что процесс структурирования российского туризма идёт медленно,
обусловлено тем, что его практически не подстёгивают административные
или другие внерыночные механизмы. Возможно, российский туризм сейчас —
одна из наиболее либеральных отраслей отечественной экономики, где
действительно правит«невидимая рука рынка». Если в ближайшие два-три года правительство или какие-либо крупные финансово-промышленные группы не решат«выстроить»
под себя эту сферу бизнеса, то мы с вами продолжим наблюдать процесс
постепенного сокращения числа туроператорских компаний при
одновременном их укрупнении.
3. Стихийное бедствие в Юго-Восточной Азии, несомненно, будет иметь
серьёзные долгосрочные последствия для мирового туризма. В том числе —
и в плане перераспределения туристических потоков. Ваш прогноз: какие
направления в сезоне 2005-2006 получат большую часть путешественников,
отказавшихся от поездки в южно-азиатские страны, и как это скажется на
коньюнктуре российского рынка?
Инна Бельтюкова
Capital tour
Как показывает практика, реакция иностранных и российских туристов на подобные ситуации неодинакова.«Стрессоустойчивые»
россияне очень быстро восстанавливают свои предпочтения, особенно если
их стимулируют спецпредложения с низкими ценам.
После восстановления инфраструктуры странам Юго-Восточной Азии
необходимо будет вернуть туристов, поэтому для отдыха в них будут
созданы очень выгодные условия. К сезону«Зима
2005-2006» поток приезжих в значительной степени восстановится,
удельный вес туристов из России при этом может возрасти. А пока идёт
процесс восстановления, дополнительного клиента получат страны
Карибского бассейна, Египет и ОАЭ.
Наргиз Сафарова
ING Tour
Очень интересный вопрос для нас, как для компании, специализирующейся
по Юго-Восточной Азии. Если не считать Шри-Ланку и Мальдивские острова,
которые не являются странами Юго-Восточной Азии, то у нас
в предложениях пострадало только тайское направление, непосредственно
остров Пхукет и близлежащие небольшие острова. Все остальные
туристические места в Таиланде, Индонезии, Малайзии и др. не были
затронуты стихийным бедствием и в полном объёме принимают гостей
со всего мира.
Для любителей Юго-Восточной Азии, к сожалению, нет альтернативных
предложений по соотношению цена — качество, и это в полной мере
осознают и туристы, и турагентства. Так что некоторое воздержание
от поездок в ЮВА под впечатлением от недавних событий приведёт только
к всплеску запросов в недалёком будущем — примерно так же, как это было
после«атипичной пневмонии» или«куриного гриппа».
Кирилл Писков
VKO Travel
Серьёзные последствия, в основном, будут для непосредственно
пострадавших стран — это сильнейший удар по их экономике. В отношении
мирового туризма сложно делать точные прогнозы, но, в целом,
последствия будут менее ощутимы. Перераспределение потоков, конечно,
произойдёт, и оно уже есть, но это явление временное. На данный момент
практически все ведущие мировые и российские операторы уже возобновили
свои программы в страны ЮВА. Безусловно, объёмы существенно
сократились, и сейчас происходит смещение спроса в сторону стран
Карибского бассейна, Гоа, Египта и т.д., но мы уверены, что к началу
нового зимнего сезона туристические потоки в пострадавшие страны
восстановятся. И именно русский рынок в первую очередь восстановит свои«нормы» отправки туристов, как это уже бывало после терактов в Египте и землетрясений в Турции.
Елена Темиргалиева «Лайн-Инвест»
Стихийное бедствие в Юго-Восточной Азии вряд ли существенно повлияет
на основной летний туристический поток. Однако следует иметь в виду, что«напуганные»
европейцы уже начали активно приобретать коммитменты в таких странах,
как Тунис и Турция, что заметно осложнит ситуацию с подтверждением
бронирования для российских операторов в «высокий» сезон. Относительно
зимнего периода 2005-2006, полагаю, по-прежнему массовым направлением
останутся ОАЭ, возможно увеличение потока в страны Карибского бассейна,
и, вероятно, активизируются такие страны, как Оман и Иордания.
Владимир Воробьёв «Натали Турс»
Едва ли эти события будут иметь такие уж долгосрочные последствия.
Скорее всего, к началу следующего зимнего сезона потоки начнут
восстанавливаться и какого-либо серьёзного перераспределения не будет.
Владимир Каганер
Tez Tour
Направление«вернётся» в следующем зимнем сезоне. Этот рекреационный ресурс уникален, и если Пхукет сделают такой«конфеткой», как обещают(а это
в экономических интересах страны), то направление вновь станет очень
привлекательным, как прежде. Перераспределение на страны Европы из ЮВА
нереально — это два совершенно разных рынка. Туристы могут перетечь
на Кубу, Доминикану, что сейчас реально и происходит. Но к следующему
году картина начнёт восстанавливаться.
Не стоит преувеличивать значение стихийных факторов. Российские туристы — фаталисты, и их ничем нельзя надолго отпугнуть.