Какое место в российской туриндустрии на сегодняшний день занимают агентские сети?
4. Какое место в российской туриндустрии на сегодняшний день
занимают агентские сети? Можно ли сказать, что многие туроператоры
в достаточной мере интегрированы в процесс создания новых сетей? Каковы
ваши прогнозы на будущее относительно развития сетей?
Андрей Власов:
За крупными объединениями сетей есть определенное будущее. Но оно
наступит только после того, как управляющие компании начнут
действительно управлять и концентрировать турпотоки, которые проходят
через их объединения, когда они будут более внимательно
и дифференцированно подходить к продаваемому продукту. Для этого
им необходимо усилить работу по анализу рынка: в этой игре выиграют
те управляющие компании, которые смогут предложить своим агентствам
максимально оперативную и достоверную информацию, наиболее удобные
финансовые схемы для работы агентств.
Что касается интегрированности операторов в процесс
«сетеобразования»,
то на этот счет можно сказать следующее: любой оператор мечтает о том,
чтобы его продукт продавали лояльные, грамотные и знающие продавцы.
И путь создания подконтрольных агентских сетей, удоволетворяющих этим
требованиям — самый простой и очевидный. Но здесь возникает вопрос
конкуренции с независимыми агентствами(которых,
разумеется, на порядок больше) и независимыми сетям. Поэтому пока
мы не считаем этот путь развития для себя приоритетным.
Наталия Воробьева:
В настоящее время в общем объеме продаж«Натали
Турс» сети имеют 15%. И ежегодный рост составляет не более 2-3%.
Изначально сети создавались на базе объединения агентств с целью
получения повышенной комиссии у туроператоров и оптимизации расходов
на рекламу. Эти сети пока существуют, но могут периодически менять свою
конфигурацию и при росте продаж отдельных агентств могут распасться.
Затем сети начали создавать туроператоры. Скоро эйфория от ожидаемой
эффективности работы таких сетей прошла, и в последнее время, хоть
операторы и объявляют периодически о создании новых собственных сетей,
реально работает всего несколько из них. Оказалось, что создание
собственной сети — достаточно затратный проект, который к тому же
окупается в течение нескольких лет. Не все к этому были готовы. Поэтому
похоже на то, что активная фаза повсеместного строительства сетей
прошла. А если прибегнуть к опыту таких стран с развитой туристической
инфраструктурой, как Германия, то там агентства создаются только после
аккредитации у любого из четырех туроператоров. То есть приоритетом
на рынке является брендинговый продукт, а приобрести его можно в любом
турагентстве. Именно бренд является определяющим при выборе тура. Таким
образом, через сети на этом рынке реализуется не более 30% туров.
Причем сети должны быть либо объединены какой-либо понятной потребителю
идеей(в нашем случае классический пример —«Магазин
горящих путевок», либо иметь какой-то свой продукт. Иначе не понятно,
зачем потребителю идти в сетевое, а не обычное агентство, если
покупается тур конкретного оператора. В настоящее время есть все
предпосылки для того, чтобы количество продаж через сети росло:
возможно, лет через пять будет достигнут показатель в 30%.
Людмила Пучкова:
Туроператорская деятельность и организация розничной сети турагенств —
совершенно разные виды бизнеса. Для каждого требуются мощные финансовые
ресурсы и не каждый туроператор в состоянии организовать сеть,
способную выдержать мощную конкуренцию, которую мы наблюдаем на данный
момент между агентскими сетями. На первых порах создатели агентских
сетей вынуждены вкладывать огромные финансовые средства в развитие,
выбирать направления развития, которые обеспечат
им конкурентоспособность в будущем, но при этом в первые годы терпеть
убытки. Тем не менее, за агентскими сетями — большое будущее.
Независимым агентствам будет все труднее выдержать конкуренцию. Единая
маркетинговая политика, централизация и автоматизация в работе делают
сети наиболее конкурентоспособными. Я уверена, что будущее за сетями
не только в Москве, но и по всей России. В перспективе останется
пять-шесть сильных сетей. Если в стране все-таки появится средний
класс, возрастет платежеспособность населения, будет не более десятка
агентских сетей, поделивших между собой Москву и Россию в целом.
Леонид Голенков:
На мой взгляд, доля агентств в сетях намного меньше, чем объем продаж
сетей у оператора, и составляет 10-15% от общего числа агентств.
Следует ожидать появления новых брендов и франчайзингов. По моему
опыту, этот процесс носит независимый от оператора характер.
Алексей Сергеичев:
В статистике продаж группы компаний«ИнтАэр» доля, приходящаяся на все сетевые агентства, не превышает 20%. Самая эффективная сеть сегодня, на мой взгляд —«Магазин
горящих путевок». Остальные сети менее технологичны и, как мне кажется,
меньше внимания уделяют персоналу. Словом, им есть куда расти.
Сети, создаваемые туроператорами, мне кажутся менее перспективными
структурами, чем самостоятельные агентские сети: зависимость
от головного предприятия может нанести ущерб ассортименту предложений.
Однако я могу понять операторов, создающих такие сети. Очень велико
искушение снизить операторские риски, получив«гарантированный»
объем продаж, а в случае эффективного построения агентской сети — еще
и дополнительный доход. Однако, насколько я могу судить, среди сетей,
ориентированных на конкретного оператора, успешных не так уж много.
Наверное потому, что агентский бизнес строится по другим законам,
нежели операторский, и забывать об этом нельзя.
Тарас Кобищанов:
Объединение агентств в сети — общемировая тенденция, и отечественному
туристическому рынку от нее никуда не деться. Однако на нынешнем этапе
у «независимых» агентств нет достаточных стимулов к интеграции. Эти
стимулы появятся тогда, когда произойдет технологический и имиджевый
прорыв со стороны отдельных сетей, который позволит вывести
предоставляемый ими сервис на недостижимый для неинтегрированных в них
агентств уровень. Прежде всего, клиент должен быть уверен, что его
турагент выберет для него лучший вариант тура и гарантирует решение
всех его проблем в ходе путешествия. Для этого должны появиться сети,
обладающие непререкаемой репутацией и работающие в насыщенном поле
online-бронирования. Дело это небыстрое и весьма дорогое. Недаром
за последний год мы стали свидетелями приостановления развития,
а то и практически полного сворачивания нескольких агентских сетей,
возникших под эгидой известных операторов. Низкая доходность
операторского бизнеса не позволяет пока нести на своих плечах бремя
расходов по созданию и выведению на безубыточность большой сети
собственных агентств. Возможно, это удастся западным компаниям.
Евгения Конколь
Агентские сети сегодня развиваются очень бурно. Однако для такой работы
необходимо иметь четкий алгоритм работы сети. Она должна обладать
продуманной развитой структурой, начиная с грамотного франчайзинга
и мощной информационной поддержки, и заканчивая едиными стандартами
работы для каждого агентства, входящего в сеть. Такая стандартизация
необходима для того, чтобы в сознании клиентов сеть смотрелась единой
структурой, а не просто группой агентств, объединившихся для уменьшения
издержек на рекламу и предлагающих принципиально разные стандарты
обслуживания. В этом случае сеть — действительно хорошо действующий
механизм, привлекательный как для клиентов, так и для заинтересованных
агентств.
Илья Иткин:
Мы сейчас явно видим процесс, при котором агентские сети занимают все
большую долю в общем объеме продаж. Происходит это из-за роста
количества сетевых агентств. При этом на сегодняшний момент процент«сетевых»
продаж в общем объеме туроператоров составляет не более 10%.
Но в дальнейшем он явно будет расти: в большей степени на массовых
направлениях, в меньшей — на рынке индивидуальных туров. При этом
немногие туроператоры интегрированы в этот процесс, скорее каждый
из них стремится сотрудничать с максимальным количеством сетей.
Инна Бельтюкова:
Я считаю создание сетевых проектов прогрессивным этапом развития
российского туррынка. Наличие сетей — критерий зрелости турбизнеса.
Создание сетей помогает участникам этих проектов развиваться более
активно, цивилизованно и на более выгодных условиях за счет объединения
объемов и целенаправленных действий управляющих компаний.
Удельный вес сетевых проектов однозначно растет, как за счет развития
сформировавшихся сетей, так и за счет появления новых проектов.
По поводу интеграции туроператоров в процесс создания сетей. Сегодня
вряд ли кто-то из туроператоров позволит себе игнорировать возможности
сетевиков. Многие туроператоры на рынке пытаются создать собственные
сетевые проекты, в том числе одноименные.