2. Стало ли на рынке больше специализированных фирм? Если да, то как это соотносится с потребительскими предпочтениями?
Андрей Власов:
Мы не следим особенно внимательно за узкопрофильными фирмами, так как
не считаем их своими конкурентами — у нас другое поле. Но думаю,
закономерно, что компании, которые не могут справиться с продажей
широкого спектра предложений или не делают на это ставку, сужают
специализацию. Это хорошо: чем уже спектр, тем профессиональнее
работают фирмы.
Полагаю, что и туристы воспринимают появление специализированных турфирм как благо.
В первую очередь, такие фирмы проще найти: они активнее рекламируют
себя в специализированных областях, на определенных носителях. И потом,
чем больше появляется людей, предпочитающих специальные виды отдыха,
тем более профессионального обслуживания они требуют. Им нужны ответы
на все сложные вопросы, да и просто разговор
«на своем языке».
Наталия Воробьева:
Скорее есть тенденция к тому, что операторы расширяют спектр своих
предложений за счет новых направлений, других видов туризма. В период,
когда практически отсутствует прирост рынка, это единственная
возможность к расширению бизнеса.
Людмила Пучкова:
Фирмам, которые специализируются только на определенном сегменте рынка,
с каждым годом все труднее перейти в «тяжеловесы». Для обретения более
устойчивого положения они все равно вынуждены набирать какие-то
дополнительные направления«в довесок»
к тем, на которых они уже успешно работают. Иначе они рискуют финансово
не выдержать груза мощного продвижения продукта.
Леонид Голенков:
Специализация — слишком широкое понятие. Могу высказать мнение по поводу понятия«многопрофильный
оператор». Тенденция добавлять направления для операторов
просматривается явно. Причин много: необходимость зарабатывать деньги
на содержание компании круглый год и обеспечивать занятость персонала,
положительный опыт по прежним направлениям, самореклама, закрытие
прежних монооператоров на направлении, желание агентов работать
с хорошими поставщиками по всем направлениям и др. Клиенты, на мой
взгляд, предъявляют требования агенту, а не оператору, и не участвуют
в этих процессах.
Алексей Сергеичев:
Давайте уточним значение слова«специализация». Монопрофильных компаний, специализирующихся на каком-либо одном направлении становится меньше. Даже такие«ортодоксальные»
монопрофильники, как крупные турецкие фирмы, начинают обзаводиться
дополнительными направлениями не только на зимний сезон, но и на лето.
Сегодня туроператоры специализируются на конкретном типе туров. К примеру, одни предлагают«пляжный
отдых», а количество стран может быть очень значительным и изменяться
в зависимости от спроса и моды на то или иное направление. Многие
компании делают продукт, рассчитанный на конкретную группу
потребителей. То есть можно говорить о большей дифференциации
туристского продукта, более точной«привязке»
к запросам конкретных групп потребителей. Кстати, аналогичные тенденции
можно заметить и на агентском рынке. По своей статистике мы видим, что
одни агентства успешно реализуют, например, туры в Малайзию и Таиланд,
а другие — в Египет и Эмираты. Редко одни и те же агентства одинаково
хорошо продают и «серийную» Хургаду, и эксклюзивный Бруней.
Тарас Кобищанов:
Я не вижу, чтобы на рынке активно росло число специализированных
туристических компаний. Безусловно, есть business-travel агентства,
фирмы, специализирующиеся на горнолыжных или дайвинг-турах, но они
занимают достаточно ограниченную долю рынка. Среди же крупных
операторских компаний сейчас очевидно движение от узкой специализации
на каких-то отдельных направлениях к многопрофильности. Однако
экспансия пока идет экстенсивным путем, через включение в пакет своих
предложений новых стран и курортов. В то же время ни одна
туроператорская компания не ориентируется на определенные социальные
или демографические группы, например, на молодежь, которая путешествует
наиболее активно. А среди агентских сетей пока можно выделить только
сеть МГП, позиционирующую себя на рынке экономичных предложений,
и мини-сеть офисов Sodis, обслуживающую VIP-клиентов.
Евгения Конколь:
Действительно, на рынке есть специализированные фирмы,
но специализация — это двоякий фактор: с одной стороны — это
узнаваемость компании, ее «лицо». С другой стороны, в условиях нашего
нестабильного рынка трудно полагаться на одно направление деятельности.
Ведь в случае любого негатива: политической нестабильности в стране,
погодных катаклизмов и даже просто отрицательной информации в прессе
интерес к направлению падает и компания«встает». Поэтому«Спектрум»
позиционируется как многопрофильный туроператор, имеющий свои ниши
на рынке, например, детские и молодежные оздоровительные
и образовательные программы или туры в Юго-Восточную Азию. Тем
не менее, практика показывает, что для сбалансированной работы
туроператора необходимо иметь несколько направлений деятельности.
К тому же преимуществом многопрофильных компаний является возможность
предложить более интересный турпродукт с новыми необычными сочетаниями.
То же самое относится и к агентствам: в условиях жесткой конкуренции
им необходимо владеть информацией по множеству направлений, ведь
предпочтения туристов постоянно меняются.
Илья Иткин:
На первом этапе формирования туристического рынка не было узких
специализированных компаний — каждый был готов продавать программы
по всему миру. Но потом туристические агентства и потребители стали
предпочитать компании с узкой специализацией. Наиболее крупные
операторы имели в своем активе 2-3 направления, на которые и делалась
основная ставка. Сегодня ситуация изменилась: серьезные операторы
стараются расширить влияние на нескольких направлениях, стать
многопрофильными компаниями. Я вижу тому три основных причины:
во-первых, каждой компании необходимо развитие, а одно направление дает
ограниченные возможности для существенного увеличения объемов продаж,
во-вторых,«многопрофильник»
может предоставить больший ассортимент программ при работе
с агентствами, в-третьих, работа многопрофильного туроператора менее
рискована, так как значительно слабее зависит от внешней конъюнктуры,
природных катаклизмов и прочих неуправляемых обстоятельств.
Инна Бельтюкова:
Одни участники рынка выбирают специализацию, а другие, напротив,
развиваются как многопрофильные универсальные поставщики. Мы, например,
выбрали второй путь, приняв во внимание западный опыт, а также исходя
из соображений диверсификации рисков. Еще один серьезный довод в пользу
универсализации — тот факт, что агентству выгоднее и удобнее иметь как
можно больше предложений от одного партнера-оператора.
На мой взгляд, крупные игроки рынка будут либо расширять число своих
собственных программ, либо объединятся в пулы, обеспечивающие комплекс
предложений по наиболее востребованным направлениям.