Изменилось ли, на ваш взгляд, соотношение туроператоров и турагентств на российском туристическом рынке?
1. Изменилось ли, на ваш взгляд, соотношение туроператоров
и турагентств на российском туристическом рынке? Какие факторы,
повлиявшие на соотношение между туроператорами и турагентствами,
вы можете выделить, и каковы механизмы их воздействия на рынок?
Андрей Власов(ТЕЗ тур):
На это может ответить достоверно только регистрационная палата. Но,
по моим наблюдениям, количество агентств растет, и это связано с ростом
благосостояния людей — туристов просто становится больше. Совершенно
очевидна другая тенденция: растет количество розничных точек,
открывающихся под одним брендом. То есть сначала был один офис продаж,
его работа оказалась успешной — владелец открывает второй, третий
и т.д. Сейчас эта тенденция заметна как никогда. Операторы же постоянно
возникают и исчезают, но список основных игроков не меняется, более
того — у него есть тенденция к сужению. Но пока заметного уменьшения
количества игроков нет.
Я бы назвал нынешний период периодом нормализации ситуации. Самые
сложные времена были через два-три года после дефолта, когда туризм,
как наиболее зависимый от внешних факторов бизнес, сильно потерял
в объемах. Сейчас туристические операторы, успешно пережившие то время,
достаточно стабильно чувствуют себя на рынке, расширяют спектр своей
деятельности и переносят свои технологии на новые направления.
У операторов нарастает своебразная
«жировая
прослойка» — запас ресурсов, которые они могут перераспределить
по своему усмотрению. Безусловно, происходит усиление крупных
операторов, что влечет за собой уменьшение объемов у мелких и средних
операторов, которые от этого страдают первыми. У них нет ни потенциала
для расширения бизнеса, ни возможностей для технологических рывков.
В первую очередь страдают те, кто по-прежнему работает, пользуясь
древнейшими технологиями вроде факса и телефона и не имеют развитых
электронных средств связи, применяют устаревшие схемы ценообразования.
На рынке туристических агентств наблюдается некоторый переизбыток,
поэтому в погоне за любым клиентом некоторые из них готовы работать
с самым дешевым туроператором. Но в прошедшем сезоне наметилась
очевидная тенденция: все большее число менеджеров в агентствах
рассматривают турпродукт по нескольким критериям, и надежность,
безопасность и удобство работы с оператором занимают в их списке
предпочтений не последнее место. Профессионализм растет, пусть
и медленно. Это отрадная тенденция, так как характеризует общее
развитие туризма и его становление как полноценной индустрии.
Наталия Воробьева(Натали турс):
На рынке есть совершенно объективная тенденция к тому, что агентств
становится все больше, а туроператоров в классическом смысле этого
слова, все меньше. Связано это, с одной стороны, с тем, что на открытие
агентства требуется меньше средств, чем на создание туроператорской
компании, и в последнее время новые операторы появляются достаточно
редко. А с другой стороны, большое число мелких и средних туроператоров
переключается на агентскую деятельность, так как им все сложнее
конкурировать с крупными туркомпаниями. Есть большая вероятность того,
что через 5-10 лет на российском рынке, как и во всех цивилизованных
странах, останется не больше десятка крупных туроператорских компаний.
Людмила Пучкова(Ланта-тур вояж):
Несомненно, количественное соотношение изменилось в сторону
стабилизации числа туроператоров при увеличении числа турагентств.
Туроператорами объективно остаются более опытные компании, имеющие
мощные финансовые ресурсы, компании, сумевшие в конкурентной борьбе
отстоять свой сегмент. Те компании, которые могут предложить агентской
сети наиболее гибкую коммерческую схему и самое главное —
автоматизированную систему взаимоотношений.
Леонид Голенков(ISC Travel Group):
Я считаю, что количество операторов уменьшается из-за вытеснения мелких
компаний более крупными. Количество агентств не уменьшается из-за
доступности бизнеса. Открыть агентство стоит 2-5 тысяч долларов, что
сегодня многим доступно. Удельная прибыль у оператора падает,
а у агента растет. Доходность туристического бизнеса на уровне 10%
не привлекает финансы для окрытия новых операторов. Таким образом,
пропорция«оператор/агентство»
уменьшается: ранее она равнялась примерно 1/10, сегодня же дело идет
к тому, что на одного туроператора будет около 50 агентств.
Алексей Сергеичев(ИнтАэр):
Если сравнивать состояние рынка года 3-4 назад и в текущий момент,
соотношение тургагентов и туроператоров существенно изменилось —
туроператоров стало раз в десять меньше, а количество работающих
турагентств выросло, по моим ощущения, раз в пять-шесть. И тому есть
несколько причин.
Во-первых, в последние два года активно идет процесс видоизменения
мелких и средних туроператоров. Некоторые фирмы закрываются,
незначительная часть укрепляется и укрупняется, но большинство
переходит на турагентскую деятельность. Наиболее показательны в этом
отношении египетский и турецкий рынки, где операторов с незначительными
объемами уже практически не осталось. Во-вторых, открывается много
агентств, максимально приближенных к месту жительства потенциальных
потребителей. За последние 6-8 месяцев, если судить по количеству
посетителей workshop-ов, количество агентств в таких городах, как
Самара, Казань, Уфа увеличилось примерно в полтора раза. Про Москву
я уж и не говорю…
Естественно, основной фактор формирования структуры рынка —
конкурентная борьба, а механизм воздействия на рынок очень простой —
экономический. В туроператорстве сейчас риски очень высоки, а прибыль
близка к критическому минимуму. Так что профессиональное«раскрученное»
агентство, несомненно, дает более стабильный доход, чем мелкая
туроператорская компания. Мелким оператором сейчас практически
невозможно конкурировать с демпингующими«монстрами», нацеленными на завоевание рынка.
Поскольку массовый выездной туризм — весьма молодая отрасль российской
экономики, здесь очень наглядно прослеживается классическая эволюция
рынка. Мелкие«ручные
мануфактуры» перерастают в индустриальных гигантов, перепрофилируются,
найдя свободную нишу. Или — умирают, не выдержав конкуренции. Простая
логика подсказывает, что не может быть магазинов меньше, чем заводов.
Не может завод реализовывать свою продукцию в розницу самостоятельно.
Так что сокращение количества туроператоров и увеличение количества
турагентов — нормальный здоровый процесс.
Тарас Кобищанов(Русский Экспресс):
На мой взгляд, количественное соотношение туроператоров и турагентств
на отечественном рынке практически не изменилось. Да и как оно может
сильно измениться, если подавляющее большинство операторов
не прекращает работу с «прямыми» клиентами, конкурируя тем самым
со своими собственными агентствами. И наоборот, многие агенты при
случае не преминут оформить тур«напрямую», связавшись с зарубежной принимающей стороной.
В то же время, агент становится все более и более значимым участником тандема«турагент-туроператор».
Причин тому несколько. Есть очевидные: обострение конкурентной борьбы
среди операторских компаний, образование агентских сетей и пулов,
борющихся за интересы своих членов, информационная«продвинутость»
турагентств, позволяющая им более свободно ориентироваться в мозаике
предложений. В то же время нельзя не отметить, что операторы стали
намного больше, чем 5-6 лет назад, дорожить своим добрым именем
и репутацией, историей взаимоотношений со своими
покупателями-турагентами. Компенсировать плохой имидж может только
тотальный демпинг, а он, в конечном итоге, подрывает финансовую
стабильность операторской компании.
Евгения Конколь(Спектрум):
Сейчас тенденции таковы, что туроператоров становится меньше,
большинство из них на рынке уже не первый год. При этом они не только
все больше«углубляются»
в свои направления, но и расширяют спектр предложений. Все меньше
остается монооператоров, хотя считается, что это выгоднее экономически:
проще обучать персонал, специализируясь на одной или нескольких
странах, не нужно содержать слишком большой штат, легче создавать один
определенный продукт и оттачивать на нем свое искусство. На практике же
большинство туроператоров стремится к многопрофильности. Количество
турагентств уже несколько лет практически не меняется.
Илья Иткин(Pac Group):
Соотношение, действительно, изменилось. Причем не на бумаге,
а в действительности. Отвечать высоким требованиям туроператорской
компании в современных рыночных условиях становится все сложнее. Этому
способствуют многие аспекты: финансовые риски, сильная конкурентная
борьба, налоговое законодательство. Туристический рынок выработал
наконец-то свод правил, с которыми необходимо считаться. Поэтому многие
компании отказались от операторской деятельности, перейдя на ниву более
спокойной агентской работы. Россия идет по пути развития большинства
западных стран, где на десять крупных операторов приходится тысяча
агентств. Несколько лет назад в 1995-97 годах, когда спрос на рынке
превышал предложение, сложилась абсолютно ненормальная ситуация: каждая
вторая компания, работающая в туризме, именовала себя«оператором». После дефолта началась жесткая конкурентная борьба,«привившая»
участникам рынка более серьезный и продуманный подход к операторской
работе. Компании-операторы стали разрабатывать маркетинговые
и рекламные планы, более серьезно относиться к партнерам за рубежом,
заранее беспокоиться о квотах и гарантиях на своих направлениях. Все
тяжелее«поднимать»
чартерные рейсы, приходится задумываться о переходе на «прозрачный»
бизнес. Все это ведет к тому, что на рынке остаются только сильные
операторские компании, остальные переходят на чужой продукт.
Инна Бельтюкова(Капитал-тур):
На сегодняшний день выдано около 20 тысяч туристических лицензий,
их которых свыше 5 тысяч — туроператорские, остальные турагентские.
Большинство туроператоров предпочитают иметь обе лицензии. Разделение
участников рынка на игроков розничных и оптовых, формализованное
и отчасти простимулированное введением раздельного лицензирования,
в течение последних лет стало очевидным. В условиях жесткой конкуренции
снизилась доходность туроператорского бизнеса, а риски возросли.
Сохраняют туроператорские позиции крупные компании, концентрирующие
объемы производства, развивающиеся не за счет нормы, а за счет массы
прибыли. В свою очередь, изменился статус турагента, стали более
цивилизованными и технологичными отношения между розничными и оптовыми
продавцами. Введение обязательных финансовых гарантий ускорит процесс
разделения участников рынка на туроператоров и турагентов.