Российский союз туриндустрии 10 лет: полет нормальный
Российский союз туриндустрии 10 лет: полет нормальный
Десять лет прошло с тех пор, как несколько частных
турфирм решили объединиться в ассоциацию, чтобы сообща решать
многочисленные проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться на пути
становления туристического рынка. На учредительный съезд в 1994 году
собралось примерно сто делегатов — представителей первых частных фирм.
А сегодня в Российский союз туриндустрии — так с 2001 года называется
наша организация — входит около 900 компаний, представляющих весь
комплекс индустрии гостеприимства России, стран СНГ и дальнего
зарубежья.
За время своего существования Союз прошел большой
«боевой»
путь, начало которому положила блокировка после первого же чтения
проекта закона по профилактике СПИДа, предполагавшего соответствующее
обследование всех иностранцев, въезжающих в страну. Затем было без
малого пять лет борьбы за сохранение льгот по НДС на турпутевки
и правильный учет затрат при налогообложении туристической
деятельности. Было успешное противодействие попыткам НФС
монополизировать рынок через создание, например, Национальной
туристской корпорации, была борьба за сохранение безвизового обмена
с Китаем и многое другое.
Собственно, вся жизнь Союза в какой-то степени напоминает работу
пожарной команды, которая начинает действовать в экстремальных
ситуациях, возникающих как в масштабе отрасли, так и на уровне
отдельных компаний. Достаточно вспомнить уже дважды возникавшую
ситуацию с получением разрешений на чартерные полеты в Варну. Например,
в мае 2002 года о том, что болгарские авиационные власти не выдают
разрешений на осуществление чартерных рейсов российским авиакомпаниям,
мотивируя это необходимостью согласования представленного списка
с назначенным перевозчиком, в посольстве Болгарии в России узнали
из электронной газеты RATA-news. Дипломаты тут же связались
с заместителем министра экономики Болгарии, курирующим туризм,
и проблема была решена.
Можно вспомнить также злополучный«Договор на оказание дополнительных услуг при выполнении чартерной программы», с помощью которого аэропорт«Шереметьево»
вводил дополнительный сбор от 2 до 7 долларов США с каждого туриста
за удобное время вылета самолета. В результате шума, поднятого РСТ
в прессе, и активных действий турбизнеса Федеральная энергетическая
комиссия РФ, регулирующая определенные тарифы аэропортов, возбудила
дело против ОАО«Международный
аэропорт Шереметьево» по признакам нарушения федерального закона
№ 147 «О естественных монополиях». Незаконные сборы были отменены.
Но особенно сложная ситуация возникла в связи с требованием от турфирм
лицензий на право продажи авиабилетов. РСТ еще в 2001 году обращалась
по этому поводу в ГСГА и Минэкономразвития РФ. Мы также помогали ряду
фирм решать эти вопросы на региональном уровне, в том числе —
в судебном порядке. Но проблема в целом не решена — ни с юридической
точки зрения, ни в смысле несоразмерных сборов за сертификацию
соответствующих услуг, которая формально является добровольной,
но по существу — обязательной при лицензировании продажи авиабилетов.
Разумеется, работа РСТ не сводится к разовым акциям, поскольку
разрешение экстренных ситуаций возможно лишь при планомерной
деятельности по решению возникающих в бизнесе вопросов. Возьмем те же
визовые проблемы. Активная работа Союза с зарубежными консульствами
в России во многом способствовала улучшению визового обеспечения
российских турпотоков и взаимодействия консульских служб с турбизнесом.
В немалой степени это самортизировало процесс введения визового режима
с Россией странами Восточной Европы. Последний пример — Польша, которая
ввела минимальные визовые сборы на въезд в страну, что помогло
сохранить автобусный транзитный турпоток в Европу.
Другая конкретная проблема, которой сейчас занимается РСТ — сохранение
и развитие в условиях сокращения финансирования из средств ФСС
санаторно-курортного комплекса страны как лечебно-профилактического
и привлечение в отрасль части средств, выделяемых населением на платное
лечение, в том числе через систему агентских и прямых продаж. Прежде
всего, это должно способствовать повышению межсезонной загрузки за счет
реализации лечебных программ. Кроме того, это важно в плане расширения
функций Союза в связи с преобразованием его из РАТА в РСТ, что
предполагает высокую заинтересованность организации в решении проблем
как турбизнеса, так и гостиничного хозяйства и санаторно-курортного
комплекса.
Волнуют РСТ и многочисленные проблемы агентского бизнеса. Для
их разрешения создана Агентская комиссия, в состав которой вошли
управляющие компании известных агентских сетей«Магазин горящих путевок»,«ВКО клуб»,«Гринэкс»,«Куда.ру»
и независимые агентства, в том числе региональные. Среди задач, которые
намерена решать новая комиссия, можно назвать более полное обеспечение
входящих в РСТ агентств информацией о предлагаемом на рынке
турпродукте, содействие использованию современных технологий,
совершенствование договорной базы агентских отношений, защиту прав
самих агентских структур и потребителей их услуг. И даже выявление
фактов завышения заявленных тиражей туристических изданий, чтобы
пресечь обман рекламодателей. Но ставить эти вопросы комиссия намерена
не для нагнетания внутриотраслевых противоречий, например, между
туроператорами и агентами, а в плане создания цивилизованных механизмов
их разрешения, возможно, того же третейского суда — несмотря на то, что
несколько предыдущих попыток его создания успехом не увенчались.
Остаются на повестке дня и более сложные проблемы. Одна из главных —
преодоление возникшего в отрасли кадрового кризиса, который, по оценкам
РСТ уже стал чуть ли не основной проблемой развития бизнеса. Сегодня
совместно с Минэкономразвития и Минобразования РФ Союз участвует
в работе над созданием современных образовательных стандартов,
направленных на то, чтобы привести содержание учебных планов, программ
и всей системы подготовки кадров в соответствие с требованиями
работодателей и передовым зарубежным опытом. Организован специальный
Центр подготовки кадров«Туриндустрия», который проводит курсы повышения квалификация в Москве и регионах по таким актуальным темам как«Психология и технология эффективных продаж турпродукта» и «Налогообложение и бухгалтерский учет туристских предприятий».
В числе первоочередных задач союза остается и работа по привлечению
инвестиций для развития туристической инфрастуктуры, слабость которой
во многом сдерживает развитие въездного и внутреннего туризма. Проблем
здесь немало, начиная от выделения землеотводов, экономически
обоснованного отбора проектов, самого строительства и организации
управления предприятиями гостиничного комплекса и другими объектами
инфрастуктуры. И хотя турбизнес обычно не является крупным инвестором,
многие фирмы, в том числе члены РСТ, столкнувшись с трудностями
в размещении своих туристов, стали вкладывать деньги в строительство
и реконструкцию объектов размещения.
Отдельное и важнейшее направление деятельности РСТ — работа
с регионами. Например, экспертами Северо-Западного отделения РСТ
разработан новый модельный закон«О государственной
поддержке развития туризма в субъекте Российской Федерации». Напомним,
что предыдущая версия модельного закона явилась методической основой
более двух десятков законодательных актов о туризме, принятых
субъектами Российской Федерации в период с 1998 по 2002 годы. Большие
надежды мы возлагаем на работу нового и весьма представительного
состава Регионального совета, который должен сыграть ключевую роль
в активизации деятельности Союза по развитию туризма в различных
субъектах федерации и разрешению проблем, стоящих перед региональным
турбизнесом.
Среди других направлений работы Союза можно назвать активное
информационное обеспечение отрасли, в частности, с помощью электронной
газеты RATA-news и ее еженедельных приложений«Санкур» и «Детский отдых», а также журнала«Тур 1».
Конечно, проблем у РСТ, как и у туристического рынка в целом, пока
больше, чем успехов. Но важно, что сама организация за 10 лет своего
существования сформировалась как крупнейший и независимый
предпринимательский отраслевой союз. А повышение его эффективности как
инструмента решения стоящих перед турбизнесом проблем — дело, на наш
взгляд, общее.
Сергей Шпилько,
президент Российского союза туриндустрии